Проведению бизнес-форума предшествовала солидная подготовительная работа — в частности, этот вопрос рассматривался недавно на Смешанной российско-украинской комиссии. Фактически, подчеркнул И.Кареев, это было совместное заседание правительств двух стран, где были рассмотрены и приняты согласованные решения по всему спектру украинско-российского взаимодействия. Стороны договорились о том, что не позднее первого квартала 2002 года будет подготовлено новое межправительственное соглашение о свободной торговле, которое позволит впредь торговать практически без барьеров, квот и других ограничений, действующих сейчас. Между тем, как считает заведующий отделом Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило, этот шаг потребует ответственных и решительных мер со стороны правительств: сегодня существует фискальная направленность экономической политики, а движение к режиму свободной торговли связано со снижением поступлений в бюджет. Поэтому, по мнению Я.Жалило, правительства неохотно пойдут на отмену тарифных барьеров для экспорта.
Реальным результатом работы комиссии, по словам И.Кареева, явился существенный «прорыв» в области атомной энергетики. Было объявлено о создании российско-украинско-казахстанского предприятия по производству ядерного топлива для атомных станций. Это позволит наладить бесперебойные и гарантированные поставки топлива, уменьшить зависимость Украины от поставок из России. Стороны договорились также о совместной достройке российскими и украинскими организациями энергоблоков Ровенской и Хмельницкой АЭС. На эти цели в российском бюджете на 2002 год уже выделены соответствующие денежные кредитные средства. До 14 декабря 2001 года будет подготовлено межправительственное соглашение, а работы по этим объектам начнутся уже в первом квартале будущего года. Как известно, на днях Президент Украины Леонид Кучма подтвердил, что считает неприемлемыми некоторые условия Европейского банка реконструкции и развития по достройке энергоблоков ХАЭС и РАЭС. По словам советника Посольства РФ в Украине Владимира Аникина, экономическая выгода российского проекта для Украины совершенно очевидна: ведь его стоимость в 2,5 раза ниже, чем в случае принятия условий ЕБРР.
Нынешние двусторонние торгово-экономические связи В.Аникин оценивает как имеющие тенденцию к росту: за 9 месяцев текущего года общий объем товарооборота между Украиной и Россией по сравнению с тем же периодом прошлого года возрос на 6,3% и достиг $8,8 млрд., в том числе торговля товарами составила $7,15 млрд. (рост на 7,7%). В то же время посол России в Украине Виктор Черномырдин считает «явно недостаточным» уровень российско-украинского экономического сотрудничества. По словам посла, «не только Украина экономически нуждается сегодня в сотрудничестве с Россией, но и Россия нуждается в сотрудничестве с Украиной».
При условии выполнения решений комиссии, нынешний торгово-экономический потенциал отношений Украины и России может быть увеличен в ближайшие три года в 2,5—3 раза, считает В.Аникин.
«Тотального проникновения российского капитала в экономику Украины пока нет. Да и не ставится такая задача», — опровергает вымыслы о российской «экспансии» И.Кареев. По его словам, в течение десяти лет наши экономики развивались как бы на «параллельных» курсах: «Это привело к тому, что мы стали соревноваться, кто больше создаст друг для друга экономических барьеров в торговле». Пришло время исправлять ошибки недалекого прошлого. Убедительным примером успешного инвестирования И.Кареев считает украинскую нефтеперерабатывающую отрасль: приход россиян, по его мнению, позволил стабилизировать рынок, ликвидировать дефицит нефтепродуктов, нормализовать цены. Сфера российских интересов распространяется и на другие отрасли украинской экономики. По признанию В.Аникина, Москва сегодня внимательно следит за процессом украинской приватизации и крайне заинтересована в расширении совместной деятельности: «Облэнерго, «Укртелеком», «Хартрон», «Турбоатом» — у нас есть поле для дальнейшего развития отношений и положительных импульсов».