В отношениях Украины и Европейского Союза произошел прорыв. По крайней мере, к такому выводу можно было прийти, исходя из многочисленных комментариев, которые раздавалось по поводу одобренной на этих днях в Европейском парламенте резолюции. Правда, анализ сложной внутренней ситуации как в ЕС, так и в Украине указывает на то, что интеграционный прорыв похож больше на очередную дозу подбадривания украинского политикума. Хотя страсбургская резолюция подтвердила и положительную тенденцию: двери в ЕС для Украины не совсем закрыты. По крайней мере, значительная часть «еэсовских» политиков (в особенности это касается представителей тех стран, которые недавно получили членство в Союзе) готовы принять на себя обязанности главных лоббистов украинских европерспектив.
Евродепутаты решили поощрить Киев за хорошо проведенные парламентские выборы, соответствующие общепризнанным стандартам демократичности и прозрачности (хотя «внутри» ситуация кажется не настолько однозначной). Парламентарии стран ЕС призывали два основных исполнительных органа объединения — Еврокомиссию и Совет министров — повысить уровень своей поддержки для «дальнейшего демократического развития Украины» и начать «переговоры относительно заключения Соглашения об ассоциации между Еврокомиссией и Украиной». Призыв довольно уместный, поскольку через два года заканчивается действие нынешнего двустороннего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Брюссель и Киев планируют взамен заключить так называемое усиленное соглашение. Правда, стороны пока не могут прийти к согласию по поводу того, какие положения и обещания может содержать новый документ. Украина настаивает на том, чтобы в нем была четко предусмотрена перспектива будущего членства государства в ЕС. В то же время далеко не во всех столицах Союза готовы пойти на такой шаг.
Страсбургские депутаты также призвали членов «ввести соответствующие инициативы и проекты для обеспечения конкретной поддержки» Украины. Другое предложение парламентариев состоит в том, чтобы ЕС продолжил сотрудничество для окончательного согласования соглашения об упрощении визового режима с Украиной. Более того, политики ожидают, что в будущем украинцы будут путешествовать в странах ЕС вообще без виз. В соглашении также высказывается надежда, что Украина достигнет прогресса в своих стараниях стать полноправным членом ВТО.
В чем состоит «прорывность» резолюции и в чем ее основные трудности? Следует отнести к позитиву тот факт, что Европарламент в который раз подтвердил свое благосклонное отношение к Украине. В этом как будто ничего нового нет, однако напомним, что недавно евродепутаты одобрили призыв к Еврокомиссии, в котором попросили чиновников определиться с будущими границами ЕС. У многих наблюдателей сложилось впечатление, что тем самым европейские парламентарии словно ускоряют процесс закрытия двери перед Украиной. Ведь понятно, что сейчас Еврокомиссия не настроена на то, чтобы давать Киеву какие-либо обещания относительно будущего членства. А потому существует очень серьезная угроза того, что личное мнение вице-президента Еврокомиссии Гюнтера Ферхойгена о том, что бывшие республики СССР не будут иметь возможности присоединиться к ЕС в ближайшие 20 лет, могла бы быть документирована вполне официально. Последняя же резолюция показала, что европейские депутаты, если и стремятся иметь четкое представление о будущих границах Евросоюза, то с таким расчетом, чтобы в эти границы была включена и Украина... Прислушается ли к этой логике Еврокомиссия?
Довольно положительным является то, что в резолюции Европарламента четко говорится о двух вещах — Соглашении об ассоциации и будущем безвизовом режиме. В особенности заманчиво выглядит предложение, которое касается поездок украинцев в страны ЕС без виз. Как известно, сейчас не без трудностей проходят переговоры между Украиной и Еврокомиссией о заключении соглашения хотя бы об упрощении визового режима. Поэтому о каком безвизовом режиме может сейчас идти речь? Возможно, депутаты оказались просто более дальновидными. Если Еврокомиссия до сих пор не может определиться со своей стратегией в отношениях с Украиной, то Европарламент в этом вопросе демонстрирует большую прогрессивность.
Евродепутаты на первый взгляд создают впечатление абсолютных идеалистов, поскольку, казалось бы, говорят о довольно фантастических, непопулярных среди многих европейцев вещах. Но, возможно, их идеализм — это реализм, только с отдаленной перспективой?
По крайней мере хотелось бы в это верить. Пока же такая версия выглядит не очень убедительной. В первую очередь из-за кризисных процессов, переживаемых самим Евросоюзом. ЕС, возможно, был бы не против принять Украину в свои ряды, но никто не может сейчас спрогнозировать, с какими проблемами после этого столкнется «еврообъединение». Кроме того, сама Украина без надлежащих реформ не должна даже надеяться на сближение с ЕС. Понимают ли это европейские депутаты? И не является ли при таких обстоятельствах их резолюция лишь холостым выстрелом, который все равно не достигнет своей цели?
Журналист украинской службы «Радио «Свобода» в Брюсселе Наталья ВИКУЛИНА сказала «Дню»: «В Еврокомиссии, конечно, не хотели бы говорить о европейских перспективах Украины. Но представителей этого органа нужно понять: сейчас в самом деле неудобный момент для таких разговоров». «В ситуации, если ЕС не может разобраться с проблемами от недавнего расширения, говорить о присоединении Украины с населением в 46 миллионов, которая стала бы самым большим членом по количеству населения, преждевременно. Еврокомиссия не хочет брать на себя этих обязательств», — делает вывод журналистка после общения со многими брюссельскими функционерами. Она напоминает, что подписание Соглашения об ассоциации, о которой содержится положение в последней резолюции, ничего не изменит в отношениях между Украиной и ЕС. Журналистка обращает внимание, что в Украине «неправильно трактуют этот документ, называя его соглашением об ассоциированном членстве», хотя в еэсовской правовой практике ничего подобного не существует. «Есть Соглашение об ассоциации, которое предусматривает интенсифицированный диалог по политическим, экономическим вопросам, установление зоны свободной торговли и т.п. Евросоюз имеет ассоциированное соглашение с Мексикой и Израилем, и, понятно, что в этих случаях не стоит вопрос о том, что они вступают в Евросоюз. Подобное соглашение с этими странами существует уже несколько лет. В некоторых случаях Соглашение об ассоциации на самом деле может быть шагом к членству в Евросоюзе, как это было с восточноевропейскими странами», — говорит Н.Викулина. Журналистка также обращает внимание, что хотя в Европарламенте присутствуют преимущественно приверженцы евроинтеграции Украины, не нужно переоценивать возможности этого учреждения: «Европарламент не может принимать конкретные решения о вступлении той или иной страны в ЕС. Весь этот процесс лежит на плечах Еврокомиссии и стран-членов ЕС. Европарламент может только формировать общественную мысль относительно Украины, но он не имеет рычагов влияния на Еврокомиссию, которые бы обязали последнюю выполнять депутатские решения».
Бывший первый заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам евроинтеграции Александр Чалый в комментарии «Дню» напомнил, что Европарламент принимал подобные резолюции и раньше. В них также содержались призывы к подписанию с Украиной Соглашения об ассоциации, однако из-за позиций отдельных государств ЕС (в частности, Германии) в Европейском совете и Еврокомиссии не был достигнут консенсус относительно этого вопроса. «Новая резолюция — бесспорно, положительный сигнал на политическом уровне. Он показывает, что у нас после оранжевой революции значительно улучшилась работа с Европарламентом. Впрочем, эта резолюция носит рекомендательный характер и реально повлиять на смену позиции Еврокомиссии и стран-членов ЕС не сможет», — отмечает А. Чалый. Он также напомнил, что Евросоюз имеет много соглашений об ассоциации — в том числе, с африканскими и латиноамериканскими странами, но они не предусматривают членство. «Однако на границе 90 хЕвропейский Союз заключил соглашения об ассоциации со странами Центральной и Восточной Европы. Это было новое поколение соглашений, так называемые соглашения об ассоциации европейского типа, которые предусматривали перспективу членства. Сегодня для Украины актуальна ассоциация именно европейского типа. Ее иногда сокращенно называли ассоциированным членством, хотя такого понятия в европейской правовой терминологии не существует. Однако соглашение об ассоциации европейского типа, по сути, открывает переговорный процесс относительно обретения этими странами статуса страны-кандидата, а в дальнейшем — страны-члена», — подчеркнул известный эксперт по еэсовским вопросам.
Возможно ли подписание такого соглашения с Украиной в ближайшее время? Большинство экспертов сходятся во мнении, что такая цель является очень отдаленной. Внутренняя ситуация — как в ЕС, так и в Украине — не указывает на то, что сближение двух сторон в ближайшее время вполне возможно. Пока перед Киевом и Брюсселем — большой массив работы, от того, насколько быстро удастся с ней справиться, зависит и интеграционное сближение...
Голос европейских наций к Украине
Вьеслав ХОРАБИК , польский публицист, корреспондент журнала «European Voice» («Европейский голос», Брюссель):
— Какую юридическую силу имеет декларация Европарламента? Обязательна ли она к исполнению?
— Сам по себе Европейский парламент имеет немного полномочий. Но как совещательный орган он имеет вес. Следовательно, эту декларацию можно рассматривать как призыв к Европейской комиссии. Я убежден, что он будет иметь важные последствия. В свою очередь Еврокомиссия очень тщательно и серьезно рассмотрит эту декларацию.
— Какова цель этой декларации?
— Это голос европейских наций. Как известно, в Европарламенте представлены нации, а не государства Европейского Союза. Я считаю, что этот весомый голос должен быть серьезно принят во внимание исполнительными органами Евросоюза. Это очень важный шаг вперед к конечной цели — членству в Европейском Союзе, которая все еще реальна для Украины.
— Какие пункты должны быть включены в возможное соглашение об ассоциации с Украиной в первую очередь?
— По моему мнению, некоторые из условий Украина уже выполнила. Но остается один из важнейших пунктов — реформа судебной системы. Это базовая вещь. Например, некоторые новые страны-члены Евросоюза, как Польша, экономически не полностью отвечают стандартам «старого» Евросоюза. Но экономику можно доразвить, пройти переходный период и тому подобное. Но фундаментальное условие — совершенная судебная система, максимально приближенная к европейским стандартам. Это дает возможность создания нормальных условий для бизнеса, частной собственности, организации политической жизни общества и тому подобное. Следовательно, в первую очередь, нужно работать над приведением украинской судебной системы в соответствие с европейской. Шаг к подписанию соглашения об ассоциации после вынесения соответствующего решения Еврокомиссией не занимает много времени. Когда я наблюдал за работой Европейского парламента, то заметил, что голоса в поддержку членства Украины в Евросоюзе раздаются постоянно и от имени различных групп. Это ускорит процесс. К сожалению, бюрократизм в Европейском Союзе иногда затягивает решение дел, но не в этом случае.
— Не кажется ли вам, что подобная декларация есть своего рода «успокоительное» для Украины, ведь внутри ЕС сейчас явно наблюдаются проблемы с принятием новых членов?
— Я не думаю, что в Европейском Союзе настолько много проблем с поглощением новых членов, как это может показаться на первый взгляд. Во-вторых, если ЕС будет работать должным образом и захочет сохранить статус по-настоящему «европейского» объединения в полном понимании этого слова, то он должен покрыть все европейские страны. Конечно, есть экономические проблемы и ряд других проблем с поглощением новых членов, но он должен понять, что его окончательной целью должно быть принятие новых членов, в том числе Украины. Иначе сама идея и концепция не будут полноценной. Вот вам пример. Со стороны некоторых старых членов Евросоюза наблюдается сопротивление открытию своих рынков труда для новых членов. В то же время Ирландия и Великобритания, наоборот, рады тому, что к ним приехали рабочие из Польши, Чехии, Словакии и это не вызвало никакого экономического кризиса в этих странах. То есть если реалистически смотреть на будущее Евросоюза, то Украина должна быть его членом — и чем скорее, тем лучше.