Украина вопреки своей воле и интересам, но по капризу лишь одного человека вступила в очередную «газовую войну». Причем правительство выступило в ней не столько даже против России и «Газпрома», сколько против Президента собственной страны, который сегодня должен прибыть в Москву на сложнейшие переговоры. Как выглядит глава нашего государства, отягченный грузом долгов перед «Газпромом»? Получается, что Тимошенко торпедирует переговоры? Неужели разногласия на властном Олимпе зашли столь далеко?
Основания для всех этих вопросов очевидны для любого, кто следит за перипетиями украинско-российских газовых отношений. Выстраивая их, украинский премьер с первых же минут работы в правительстве взяла курс на конфронтацию, на пересмотр существующих договоренностей, игнорируя при этом мнение Президента о том, что такие действия могут иметь для страны тяжелые последствия. Вот и вчера Юлия Тимошенко заявила, что Кабмин Украины не намерен оплачивать газ, использованный в ноябре — декабре 2007 года по цене 2008 года.
Между тем в субботу Тимошенко получила от Президента письмо, в котором он обязал правительство обеспечить заключение до 10 февраля между НАК «Нафтогаз Украины» и российской стороной всех необходимых документов относительно поставок газа и расчетов за него. «Сегодняшнее поручение Президента правительству — последний импульс к конкретным действиям. Медлить нельзя», — прокомментировал ситуацию глава Секретариата Президента Виктор Балога. Он сам говорил по этому поводу с Москвой. «Мы детально обсудили аргументы, на которых настаивает российская сторона. Игнорировать их нельзя. В то же время, есть реальные возможности для быстрого решения спорных вопросов. Правда, для успеха этого дела необходимо полностью исключить из него политическую составляющую», — заявил глава Секретариата.
«Я официально заявляю, что правительство не пойдет на этот шантаж «РосУкрЭнерго» и «УкрГазЭнерго», и мы не будем заключать соглашения с «РосУкрЭнерго» и «УкрГазЭнерго» на поставку газа в ноябре — декабре (2007 года) по цене 2008 года, и кроме среднеазиатского газа мы не будем брать никакого газа у «РосУкрЭнерго» в январе в 2008 года», — несмотря ни на что заявила премьер. Она обвинила в образовании газового долга предыдущее правительство и в который раз заявила, что намерена добиваться исключения из схемы поставок газа потребителям страны совместного предприятия RosUkrEnergo AG (Швейцария) и НАК «Нафтогаз Украины» ЗАО «УкрГазЭнерго».
«Складывается впечатление, что кому-то в «Нафтогазе Украины» или правительстве просто хочется убрать с рынка структуру, которая, во-первых, обладает достаточным ресурсом для обеспечения топливного баланса страны, а во-вторых, поставляет газ по самой низкой цене». Такой ответ на все эти намерения дал руководитель опальной структуры Игорь Воронин.
Людей, хорошо знающих «газовую» биографию Тимошенко, а следовательно, уверенных в том, что она на самом деле прекрасно осознает остроту нынешней ситуации, волнуют мотивы ее войны против «РосУкрЭнерго». Обострение очередного газового конфликта совпало с арестом в Москве некоего Семена Могилевича, который в начале 90-х был одним из ведущих игроков на газовом рынке Украины. Ему, в частности, приписывают авторство в схеме поставок в страну туркменского газа, которую первой и долгое время осуществляла компания «Итера» не без участия тогдашнего украинского премьера Павла Лазаренко, с которым у нынешнего премьера, являвшейся тогда крупнейшим в Украине газотрейдером, были особо хорошие отношения. Не с этим ли связана на самом деле и нелюбовь Тимошенко к «РосУкрЭнерго», и ее тщательно скрываемое желание возродить былое могущество «Итеры»? В 2005 году, в период своего первого премьерства, она даже умудрилась подключить руководителя «Итеры» Игоря Макарова к официальной делегации, сопровождавшей Президента Ющенко на переговорах в Туркменистане. Сейчас Тимошенко приходится действовать столь же решительно. Промедление не допускается, поскольку может стоить очень дорого. Среди факторов, требующих ускорения, не только предстоящий визит Президента в Москву, но и «фактор Могилевича». Если «задержанный» заговорит, схема с «Итерой» может оказаться под пристальным вниманием правоохранительных органов по обе стороны российско-украинской границы.
Одна из сегодняшних версий состоит в том, что «газовая война» в краткосрочной перспективе может стоить Тимошенко премьерства, а в долгосрочной — столь желанного для нее дома на Банковой. Неужели этот искушенный государственный деятель не понимает, к каким последствиям может привести нынешняя коллизия? Уже к 2009 году туркменский газ будет готов скупать на корню Китай, причем по цене $195 за тысячу кубометров. Это значит, что на границе Украины «дешевый» среднеазиатский газ взлетит еще выше. Знатоки называют цифру в $220, как минимум. Естественно, потеряв бизнес в «РосУкрЭнерго», «Газпром» получит право объявить новой посреднической структуре «европейские ставки» — $ 340 за тысячу кубометров. Эту цену не потянет ни украинский бизнес, ни, тем более, граждане.