Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Постановка «голоса»

Школьники учатся понимать интересы других стран и лоббировать Украину
20 марта, 2004 - 00:00

С 17 по 19 марта киевские школьники «работали» послами 29-ти государств мира. Чтобы хорошо войти в роли, которые распределялись методом жеребьевки, команды посещали посольства и вникали во все тонкости политических позиций разных стран. В ходе игры имитировалась деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. Обсуждали «Реформирование образования для улучшения благосостояния и преодоления бедности» (эта тема утверждена в рамках Десятилетия грамотности ООН на 2003 — 2012 годы). Дискуссии велись одновременно в трех комитетах и двух комиссиях, где принимались соответствующие резолюции. В каждом комитете или комиссии на основе общности взглядов на ту или иную проблему образовывалось по две-три коалиции. Позицию Украины выпало представлять ученикам лицея «Універсум» (Киев), а роль Генерального секретаря ООН досталась Юрию Зинченко из Киевского лицея бизнеса. По его мнению, «украинская молодежь, украинская элита должна показывать и доказывать, что мы на высоком уровне разбираемся в мировых проблемах и видим нашу Украину равноправным членом мирового сообщества».

Кстати, в Киевском лицее бизнеса «играют в ООН» в течение пяти лет, приглашая участников из всех регионов Украины, представляющих как городские, так и сельские школы. Всего за это время было принято 350 делегаций, а в игру было вовлечено почти две тысячи школьников. На международном же уровне такие игры проводятся уже в течение 35-ти лет. Украина впервые приняла в них участие в 2003 году. Конференция проводилась в Нидерландах, в Гааге, и там обсуждался вопрос соблюдения прав человека. Наша команда состояла из учащихся Киевского лицея бизнеса и школы «Печерск». Украина в этой игре представляла крошечную страну Тувалу, расположенную на островках возле Австралии, население которой исчисляется лишь десятью тысячами человек. Однако ребята смогли так убедительно заговорить от имени этого маленького народа, что привлекли внимание непосредственно к своей родной стране, от которой никто не ожидал выступления на таком высоком уровне. Наши дети удивили свободным английским, умением общаться на дипломатическом уровне, высоким уровнем компетентности в понимании международных проблем. Они встали на защиту крошечной страны, объясняя крупным государствам: добыча нефти со дна океана в этом районе лет через 50 сотрет с лица Земли и острова, и народ, который на них живет, и его неповторимую культуру. Координатор игры «Модель ООН. Киев-2004», заместитель директора Киевского лицея бизнеса, координатор игры четырех Всеукраинских моделей ООН, участница 35-й Международной конференции в Гааге Валентина Нидзельская вспоминает: «Среди семи тысяч делегатов было семь украинцев. Нашу страну связывали с образом футболиста Шевченко, Чернобылем или Россией. Мы привезли с собой диски о Киеве, книги об Украине. Нас увидели как нацию, которая способна адекватно общаться в цивилизованном обществе. Когда мы сообщили, что планируем провести у себя в Украине такую международную конференцию, то возникли вопросы о том, есть ли у нас в домах электричество, течет ли из кранов горячая вода, в каком состоянии наши гостиницы, дороги и транспорт...»

Чтобы принимать участие в имитации деятельности Генеральной Ассамблеи ООН, детям приходится много готовиться. По специальным методикам их обучают таким непростым процедурам, как лоббирование, искусство ведения кулуарных дискуссий и диспутов, учат делать политические заявления, составлять вступительное слово и принимать резолюции. Сначала изучается теория, потом приглашают в игру в роли наблюдателей, а затем в качестве «послов» и выше. Педагоги считают, что после «освоения» позиций представителей других стран наши дети начинают глубже понимать те пути, которыми достигли богатства и благополучия наиболее развитые страны, и что именно нам, украинцам, нужно сделать, чтобы добиться таких успехов.

В нынешней игре острые дискуссии возникли вокруг проблемы Ирака. Почему-то «Ирак», представленный в игре детьми, однозначно принял предложения «Соединенных Штатов» и во всех комитетах объединился с ними в одну коалицию, что отличается от сегодняшних жизненных реалий. Школьники увидели в такой позиции возможность удовлетворить интересы страны, так как «Штаты» готовы предоставить образовательные программы, помочь отстроить разрушенное. Эта коалиция считала, что финансовые возможности Соединенных Штатов нужно обязательно использовать. У стран, объединившихся вокруг «Нидерландов», была иная точка зрения: дать возможность Ираку сконцентрировать свои внутренние резервы, он должен на равных правах сотрудничать с европейскими странами, не рассчитывая при этом на их материальную поддержку. Детский «Комитет по разоружению и национальной безопасности» рассматривал проблему глобального разоружения стран и предлагал это делать постепенно на пропорциональной основе, резонно задумываясь над вопросом: «А что же сможет заставить страны сделать такой шаг?» По поводу предупреждения терроризма было предложено правительствам внимательно прислушиваться к проявлениям массового недовольства и вовремя реагировать, снижая напряжение и не допуская выражения этого недовольства в действиях отдельных террористов.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ