16 июля, в годовщину принятия Украиной Декларации о государственном суверенитете, голодающие возле Украинского дома поздравили с праздником всех граждан и произнесли манифест-обращение к украинскому народу. В связи с госпитализацией председателя комитета Петра ШКУТЯКА обращение провозглашала Оксана НЕЖИВЕНКО: «Наша позиция является окончательной, осознанной и безвозвратной. Мы остаемся здесь, с целью защиты украинского языка, свободы слова, и прав человека, с единственным требованием — отмена законопроекта «О государственной языковой политике». Призываем граждан Украины, общественные организации и политические силы присоединяться к нам».
Невзирая на то, что участники призывают политические силы приобщаться, они также говорят о недопустимости любой агитации. «Мы призываем политиков обязательно к нам присоединяться, но садиться на эту лестницу уже без политической символики, как граждане Украины, как украинцы». Голодающие также настаивали на недопущении «югославского сценария в Украине» — раскол ее на западную и восточную части «оккупационной Верховной Радой». В микрофон раздавались классические высказывания «бусидо» (этический кодекс самурая — Ред.), с акцентом на том, что не так важно, получишь ты победу или проигрываешь, главное — ты борешься.
Вновь избранная председатель комитета голодающих Оксана НЕЖИВЕНКО заявила, что его члены готовы к диалогу с властью, однако пока последняя такого желания не проявила. Сегодня общественная инициатива «Украинский дом» сотрудничает лишь со Всеукраинским комитетом защиты украинского языка. Именно эта организация в течение недели обеспечивала протестующих звуковой аппаратурой. Вот как в разговоре с «Днем» ситуацию с сотрудничеством с политическими силами комментирует Александр СОЛОНТАЙ, общественный деятель, член национального комитета «Молодіжна варта»:
— Протест возле Украинского дома — это исключительно гражданская акция, которая происходит без поддержки какой-либо политической партии. Она организована обычными украинцами, также членами некоторых общественных организаций. Но на прошлой неделе протестующие несколько изменили свою позицию, обратившись к отечественным политическим силам с требованием их поддержать и объединиться вокруг защиты украинского языка. Поэтому в настоящий момент участники акции протеста склоняются больше к формату совместной деятельности с представителями политики. Протестующие только приветствуют каждого партийца, который приходит к стенам Украинского дома, чтобы пообщаться с этими людьми. Поэтому я думаю, что понимание между общественными активистами и властью вполне возможно. Относительно оппозиционеров, которые первыми начали голодать и первыми завершили данную акцию протеста, то эти депутаты разошлись, считая, что уже победили, ведь окончательное принятие законопроекта было отложено, однако сегодняшние протестующие утверждают, что будут голодать до тех пор, пока закон признают недействительным. Тем временем провластные структуры продолжают провокации вокруг лагеря, и в течение целой недели заграждают и блокируют автомобильные пути и въезды на прилегающую к Украинскому дому территорию. Мы уверены, что это правительственные машины. Кроме того, провокация осуществляется еще и со стороны людей, стоящих рядом с лагерем протестующих, вне всяких сомнений, что этим лицам специально заплатили за подобные действия» (возле Украинского дома также развернули свою акцию протеста приблизительно десять лиц, «тылы которых прикрывали» работники спецподразделения «Беркут». Эти митингующие держали в руках плакаты с надписями в поддержку Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, написанные на трех языках: украинском, русском и английском. — Авт.).
Моральную поддержку и уважение голодающим выразили Левко ЛУКЬЯНЕНКО, накануне манифеста направивший письма, в которых пожелал всем «держаться до конца», а также Евгений СВЕРСТЮК, который выступил от инициативной группы «Первого декабря». «День» также стал свидетелем того, как участникам акции подарил по красной розе заслуженный врач Украины Иван СВИСТОНЮК.
В лагере возле Украинского дома постоянно дежурят врачи, которые следят за самочувствием голодающих. Так, в бригаде медицинской помощи уже поработали врачи из Киева и Ивано-Франковска. Юрий, врач из Львова, рассказал «Дню» о состоянии здоровья протестующих: «Сегодня большинство из голодающих в удовлетворительном состоянии. Чтобы поддерживать их здоровье на стабильном уровне, мы проводим определенные медицинские процедуры. Ведь во время голодания в человеческом организме замедляются все процессы, в частности обмен веществ, учитывая это, необходимо следить за микрофлорой кишечника и регулярно выводить шлаки и токсины из организма, чтобы избежать отравления. Самое важное и эффективное, что могут делать врачи возле Украинского дома, это отслеживать изменения в состоянии здоровье голодающих, а также следить за потреблением воды. Ходят слухи, что кое-кто отказывается от госпитализации, однако это связано лишь с тем, что к некоторым из активистов уже наведывались представители государственных служб. Украинцы, желающие присоединиться к нам, должны пройти определенное медицинское обследование, к примеру, измерение артериального давления, ведь иногда сильного чувства идеи бывает мало».
Вчера к активистам приобщилось еще пятеро людей, таким образом восстановив их количественный статус, нарушенный госпитализацией четырех голодающих за прошлые дни. Даже во время провозглашения манифеста в ряды общественной инициативы был принят еще один новый человек — Вадим ЛИСОВЫЙ. Итак, по состоянию на 16 июля голодает всего двенадцать человек. Вадим Лисовый, заместитель председателя правления Коалиции участников Оранжевой революции, присоединившийся к акции голодания, поделился мыслями: «Давно хотел присоединиться к акции, много об этом думал, но сегодня это получилось немного спонтанно, потому что были слухи, что голодающих хотят «снять». Так и решил. Коллеги и друзья отнеслись с пониманием, а вот семья еще не знает. Верю, что все закончится победой. Как вы могли заметить, начиналась голодовка с нескольких человек. Одного человека госпитализируют — два-три присоединяется. Я наблюдал за этим и был здесь все время. Да, видели мы и откровенно провокационные действия, но здесь все сознательные люди — не реагируем на такие вещи. Если же хотите увидеть провокацию, так вот, пожалуйста, слева от Украинского дома стоят ее представители — такой себе русский язык за 20 гривен в час»
«МОЛОДЕЖЬ ПОД УКРАИНСКИМ ДОМОМ Я ПОДДЕРЖИВАЮ, ОДНАКО...»
Вячеслав КИРИЛЕНКО, народный депутат, лидер партии «За Україну!»:
— Мы прекратили политическое голодание, поскольку достигли выполнения нашего главного требования: Литвин подтвердил, что, пока он спикер, этот законопроект не будет подписан. Молодежь, которая осталась под Украинским домом, самостоятельно приняла решение о продолжении голодания. Морально я их понимаю и поддерживаю. Однако с точки зрения политического результата их акция является неэффективной. Но тактические расхождения не являются основанием для взаимных претензий. Объединенная оппозиция ведет постоянный диалог с молодежью, которая продолжает голодать. Главное — что мы делаем общее дело и имеем общего врага — режим Януковича. Если закон подпишут, будем бороться дальше. Мы защитим украинский язык в любом случае.
«АКЦИЯ ОЧЕНЬ ЗАПОЛИТИЗИРОВАНА»
Валерий БОНДИК, народный депутат (Партия регионов):
— Как человек я поддерживаю голодающих — это выражение их политической и общественной позиции. Однако как политик расцениваю это неоднозначно. Подобные акции очень заполитизированы. С одной стороны, граждане реализуют право на выражение протеста, а с другой — там задействованы политики, которые сначала объявляют голодание, а затем я их встречаю в парламенте. Лозунгов голодающих я не видел. Часть протестующих высказывается против закона о языках, однако он еще не подписан, поэтому не совсем понимаю эту акцию.