Бывший глава нефтепровода «Дружба» и нынешний городской голова Львова почему-то вдруг поддержал реверсное использование нефтепровода Одесса—Броды, то есть вариант, предполагающий не доставку каспийской нефти в Европу, а работу в прямо противоположном направлении — по транспортировке российской нефти к Черному морю. Он считает, что это будет целесообразным, по крайней мере, до решения вопроса об обеспечении прокачки нефти по нему в прямом направлении. «Еще 3—4 года нефтепровод будет лежать в земле пустой, поэтому ничего плохого в реверсе я не вижу», — сказал Л.Буняк в среду на пресс-конференции в Киеве.
Это заявление выглядит более чем странным для человека, считавшегося главным строителем этого стратегического и для Украины, и для всей Европы объекта. Казалось бы, кому, как не ему, отстаивать проектное направление. И выступать в оппозиции к протоколу, подписанному 23 апреля в Москве «Нефтегазом Украины» с российскими компаниями, предусматривающему экспорт российской нефти через территорию Украины с использованием реверса нефтепровода Одесса—Броды и отгрузкой в порту «Южный».
Но, по большому счету, этому не стоит особенно удивляться. Для Буняка не впервой сначала говорить, больше того — принимать решения, а лишь потом думать. Именно так велось и само строительство нефтепровода. Не секрет, что в тот период страна переживала огромные финансовые трудности, дефицитный бюджет из года в год не выполнялся. У Буняка спрашивали: а все ли подсчитано, будет ли нефтепровод рентабельным для Украины предприятием? Потом, когда строительство развернулось, Буняк не прислушивался к советам подумать об источниках нефти для нефтепровода.
В то время некоторые СМИ подавали его как единственного стратега и «старателя» проекта ЕАНТК, и культивировали мифы о том, что он финансирует трубу от Одессы до Брод чуть ли не из личного кармана. (Многие теперь, правда, спрашивают: а выплачивались ли под прикрытием «патриотичности» строительства установленные законом налоги?) Помнится, когда нефтепровод, прихватив немалые бюджетные деньги (примерно $500 млн.), наконец вышел из категории пунктирных линий, встал также вопрос о том, что для его наполнения нефтью хорошо бы создать международный консорциум из собственников этого довольно дефицитного в мире сырья. В стране и тогда уже понимали, что без этого в полумиллиардный проект жизнь не вдохнуть, и видели явную угрозу замораживания вкопанных в землю средств в том случае, если Украина будет проводить в этом вопросе изоляционистскую политику. («День» в то время и после неоднократно писал о соответствующих решениях СНБО и указах Президента, которые всячески саботировались силами, вошедшими позже в состав «Нашей Украины»).
Но как же описать вспыхнувший в ответ благородный гнев «патриотов», окопавшихся в правительстве (и вокруг) Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко! Ярлыки предателей национальных интересов раздавались ими тогда направо и налево, а в качестве контраргументов назывались якобы реальные сроки ввода нефтепровода в работу (Ющенко еще в марте 2001 года обещал: «12 миллионов тонн нефти в этом году — это та премьера, которой начнет коммерческое существование нефтепровод»). И пан Буняк тоже не стоял в стороне, неоднократно выступая в качестве публициста-обличителя своих оппонентов. Однако время безапелляционно выявило неправоту изоляционистов. Нефтепровод и нефтепорт были построены, но и до сих пор их еще нет в строю эффективно действующих предприятий. Даже спустя два года частично работает лишь порт и 52-километровый участок трубы, да и то не в проектном направлении, а на отгрузку российской нефти, идущей через Босфор.
А что же наш рыцарь нефтепроводного изоляционизма, всегда позиционировавшийся как стойкий национал-демократ, стоящий (своим «кошельком») на страже национальной идеи (в ее понимании по Ющенко-Тимошенко)? По-видимому, осознав, что ему не справиться с обязанностями национального уполномоченного по ЕАНТК и не желая нести ответственности за возможный провал этого проекта, он решил, как теперь говорят, плавно «съехать с темы» и стал мэром Львова — при деятельной политической и другой поддержке Юлии Тимошенко — «единственного мужчины» в правительстве имени Ющенко и самого Виктора Андреевича.
Правда, на новом поприще успехи Буняка довольно плохо различимы. К примеру, уже в июле подведомственный ему Львов может остаться без горячей воды в связи с чрезвычайно низким уровнем оплаты за газ. Только за первую декаду июня уровень расчетов населения за горячую воду снизился до катастрофических 15%. Долги теплоснабжающих предприятий перед газовиками с начала года составили уже 7,6 млн. грн., а уровень расчетов и дальше снижается. НАК «Нефтегаз Украины» предупредил коммунальные предприятия города: если долги не ликвидировать, то в новом отопительном сезоне газ отпускаться не будет.
Казалось бы, у львовского мэра своих нынешних забот выше крыши. А он вдруг решил отличиться на старом «нефтепроводном» поприще и включился в спор между теми, кто отстаивает проектное направление движения нефти в Европу, и теми, кто, используя трудности, созданные в свое время изоляционистами, ратует за реверс.
Интересно, что, по словам Л.Буняка, нефтепровод изначально проектировался для работы в обоих направлениях. Получается: в то время, когда для активистов «львовской клумбы» создавался светлый образ строителя украинского нефтепровода, предназначенного для того, чтобы предохранить Украину от нефтяного монополизма России, этот самый «патриот» на самом деле строил свою трубу именно для российской нефти? В любом случае своим заявлением он свидетельствует против самого себя.
К сожалению, расплачиваться за это, что вовсе не исключено, придется всем нам. 28 мая, выступая в Киеве на конференции по энергетической безопасности, посол США в Украине Карлос Паскуаль предупредил украинских политиков по поводу подобных поступков: «Каждый раз, когда Украина флиртует с новым предложением реверсировать трубопровод и начать эксплуатацию в режиме Броды—Одесса, Украина сама себе вредит. Глобальный рынок должен поверить, что Украина — надежный партнер, который имеет стратегическое видение и будет его соблюдать. Кроме того, если Украина реализует Броды—Одесса, это лишь увеличит объемы нефти, поступающие в Черное море, и ускорит создание конкурирующего обходного маршрута, сделающего Одессу— Броды ненужным».
Впрочем, не исключена и такая версия: Буняк, потеряв доверие избирателей, не просто «поступился принципами», а был вынужден подыграть одному из сторонников российского реверса — «Нефтегазу Украины» — из элементарных популистских соображений, то есть в надежде на то, что последний ослабит газовые санкции в отношении возглавляемого мэром-патриотом города. Хотя принесут ли вечером стулья за эту утреннюю услугу, еще неизвестно. Впрочем, дело не в Буняке. История с нефтепроводом, которая, как мы все же надеемся, получит в ближайшее время мощный положительный импульс и соответствующую развязку, учит всех нас рыночным правилам игры, которые, как и шахматы, обязывают думать не потом, а наперед.