Общество, как говорил классик, имеет ненасытное желание знать все.
Кроме того что знать стоит.
Журналистика недаром является второй древнейшей профессией. После того как нашу тоску утоляют представительницы первой профессии, нам сразу нужен репортаж о том, как эти представительницы до такой жизни докатились.
Давайте нам развернутый отчет.
Так, видно, повелось испокон веков.
Когда ничего больше не мучает в теле, время для хорошей моральной истории. И необязательно правдивой. Главное, чтобы о том, что рядом. Даже если этого знать и не стоит.
Для этого нужны репортеры, писатели и другие докладчики.
Говорят, что заработки журналистов значительно ниже заработков проституток, и это несколько удивляет из-за приблизительно равнозначной необходимости обеих профессий. Впрочем, журналист может соединить в себе оба умения, и тогда вознаграждение будет выше.
Моральное также. Может перепасть какой-то орден или звание, в зависимости от того, кто при власти.
Это о таких журналистах беспокоились депутаты, когда принимали закон о криминализации клеветы в средствах массовой информации. По крайней мере на это намекал один из спикеров партии, которая руководит этой страной, Ярослав Сухой. «Не мне вам рассказывать, сколько стоит политическая чернуха или порнуха», — сказал он журналистам. «Закон нужен, чтобы вы не писали фигню».
Писать «фигню», кстати, дело вовсе не простое. Газета или телекомпания может вывалить хорошую сумму, если такая «фигня» была доказана в суде как клевета, и есть пострадавший, и ему действительно был нанесен ущерб.
Но депутаты захотели за это еще и сажать. Вспоминают, что в нескольких странах Европы такие законы также есть, но забывают вспомнить, что там судебная система независима. А у нас — попробуй докажи в районном суде, что опубликованная информация была не заведомо неправдивой, а досадной ошибкой, и что подобное происходит даже на страницах солидной американской Нью-Йорк Таймс. Там два журналиста не так давно писали не просто «фигню», а полную ахинею, с выдуманными источниками и цитатами. Что ж, газеты теперь в затруднении, на факт чекеров денег не хватает.
Забывают также вспомнить, что именно в этом году Комиссия по правам человека при Организации Объединенных Наций постановила, что криминализация клеветы нарушает свободу высказывания и несовместима со статьей №19 Международной конвенции по гражданским и политическим правам...
Когда идет речь о защите таких прав, примечательной является Америка. Там заботятся намного больше о свободе слова, чем о пострадавших от такой свободы. Там относятся менее благосклонно к истцам по делу о клевете, чем даже в других демократических странах.
И в тюрьму за такое не сажают, разве что в суде докажут что клевета заключалась не просто в заведомо неправдивой информации, а что такая информация распространялась с злоумышленным, преступным путем.
А абсолютной защитой в делах о клевете является правда. Когда пишут, что политик является дураком, и тот говорит, что это клевета, то приносят в суд его законодательные инициативы и спрашивают: «Ваша честь, мог ли человек в здравом рассудке что-либо подобное придумать?»
Американцы знают что-то большее, чем украинские депутаты.
Хотя бы то, что клевета, если уже она есть, никогда не может уничтожить честного человека.