Валерий ХОРОШКОВСКИЙ, народный депутат:
— Отсутствие успеха частично объясняется тем, что был «приватизирован» образ реформатора. Это повредило как самому Ющенко, так и всему правительству, а также и его отношениям с парламентом, и нашим отношениям с внешним миром. В этом контексте правительство и премьер противопоставляются всем, кто критически настроен или неодобрительно высказывается о деятельности правительства. Критика воспринимается как покушение на реформаторство. Но если правительство против всех, то как можно рассчитывать на какой-то прорыв в экономической политике? Парламент, бесспорно, поддержал этот образ идеального реформатора, однако вовсе не для того, чтобы потом быть представленным в роли «тормоза» или источника сопротивления реформам. Если мы действительно строим демократическое государство, то критика правительства является необходимой составляющей демократии. Сегодня же отрицательная (и порой нерациональная) реакция Верховной Рады во многом связана с отсутствием гласности, доминированием закрытых форм деятельности правительства, его видением в лице парламента «оппозиционера».
К безусловным достижениям правительства я бы отнес последовательную политику в сфере снижения и упразднения взаимозачетов и вексельно-энергетических схем, которые в предыдущие два года неуклонно подталкивали денежно-финансовую систему страны к краху. Замечу, любой успех сегодня не должен обольщать. Надо понимать, что это только первый шаг, который требует еще много усилий в том же направлении. И уже сегодня строятся (и даже довольно успешно) новые схемы вокруг единых счетов энергокомпаний (и эти схемы уж больно похожи на существовавшие два-три года назад, когда все платежи концентрировались в частных энергокомпаниях). И зная настойчивость схемопостроителей и принимая во внимание потенциальные неконтролируемые доходы при реализации «схем», я боюсь, что вскоре государственные финансы опять будут перекачиваться в пользу фактических владельцев или топ-менеджеров энергоотрасли. Неразрешимость ситуации в энергетике сегодня во многом объясняется тем, что правительство стало заложником борьбы «олигархов» за энергосектор, в том числе и вследствие неэффективной кадровой политики. Тем самым правительство, желает оно того или нет, стало инструментом борьбы за перераспределение важнейшей сферы экономики, формирования новых сфер влияния. Еще одно упущение имело место в области внешних связей. Полная наша подчиненность МВФ не дает возможности использовать другие направления внешних контактов, и наинизший кредитный рейтинг Caal Украины в Европе это подтверждает, полностью отражая наши внутренние провалы в реформировании.
Александр НАРБУТ, заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины:
— Не экспертная, а чисто субъективная оценка полугодовой деятельности правительства в первую очередь состоит в том, что результаты ожиданий, возлагавшихся на него, в данный момент не ощущаются.
Больше того, можно говорить о негативных ощущениях. Чего стоит одна инфляционная составляющая жизни простого человека! Ведь инфляция пошла у нас опережающими все программы темпами. Для любой экономики высокая инфляция дает негативный эффект, свидетельствует о падении реальных доходов граждан.
Второй негативный итог — это нестабильность правительства, уход из него министров экономики, топлива и энергетики. Значит, команда формировалась наспех и сейчас очень напоминает героев известных басен.
Еще один важнейший итог: нет необходимых запасов топлива. Вот главное, что должно бы свидетельствовать об эффективности работы в сфере энергетики.
Все это можно было бы еще простить, если бы правительство эффективно использовало имевшееся в его распоряжении время для создания налогового кодекса. Но вместо отработанного документа правительство представило в парламент набор действующих законов, в какой-то мере «почищенных», с предложением о незначительном снижении налоговых ставок. При этом действия нашего «реформаторского» Кабмина очень контрастируют с мерами российского правительства, смело идущего на уменьшение налогового давления.