Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Православный теле-Талибан?

10 августа, 2011 - 20:46

Честно говоря, от кого-кого, а от НТВ я такого не ожидал. Назвать Киевский патриархат «раскольническим» могли государственные телеканалы России, государственные и так называемые национал-патриотические (в действительности — имперско-шовинистические) издания. Но чтобы это сделала независимая телевизионная структура, пытающаяся — хотя бы частично! — держать профессиональную марку...

Тем более казалась невероятной подобная тональность в сообщениях в общем профессионального информагентства NEWSru.com. Однако, рассказывая о попытках Украинской православной церкви (КП) взять на поруки Юлию Тимошенко, информагентство употребило словосочетания «самопровозглашенный Киевский патриархат» и «отлученный от РПЦ Филарет (Денисенко)». И, естественно, слово «епископ», когда говорилось о настоятеле Михайловского собора в Киеве, было поставлено в кавычки — мол, читателям следует понимать, что ненастоящий это церковный иерарх, самочинный.

И как это воспринимать, скажите мне?

Если бы речь шла о телеканале Московского патриархата или о церковном сайте, то такие вопросы не возникали бы. Каждая церковь имеет право оценивать другую, хотя и здесь не лишним будет сначала посмотреть в зеркало, вспомнить собственную историю и какое тысячелетие от Рождества Христова нынче на улице. Но когда такую «информацию» дают массовой аудитории серьезные СМИ, то, во-первых, нельзя становиться на позицию какой-то конкретной церкви, во-вторых, следует очень осторожно навешивать те или иные ярлыки.

Ведь на самом деле «самочинными» и «самопровозглашенными» являются едва ли не все православные церкви в европейских государствах, включая Русскую.

Последняя самочинно откололась от Константинопольского патриархата еще в XV веке, просуществовала в таком состоянии около 150 лет, в конце концов — в результате ослабления позиций Вселенского патриарха в условиях османского господства — добившись своего признания. Вдвое меньше лет понадобилось Болгарской православной церкви: она была самопровозглашена в 1872 году, а признание своей автокефалии получила в 1953 году. И Элладская, и Сербская, и Кипрская православные церкви в свое время самочинно были провозглашены автокефальными, а только потом признаны каноническими православным миром. В свою очередь, Сербская церковь считает «раскольниками» Македонскую церковь (автокефалия ее была провозглашена еще в 1967 году) и Черногорскую (автокефалия провозглашена в 1993 году). Так что же, будут московские журналисты при случае называть эти церкви тоже «раскольническими», или это слово касается только и исключительно украинцев, только Киевского патриархата?

Иными словами, «самоуправство», «раскол» и «самопровозглашение» — это норма образования автокефальных православных церквей в европейских государствах, а не какой-то грех или недостаток, как может представить себе массовая аудитория из сообщений московских журналистов.

Более того, случаются в православном мире и вообще крайне запутанные истории. Скажем, грузинское православие автокефалию получило еще в ХІ веке, а после завоевания Грузии в начале ХІХ века Российской империей эта автокефалия незаконно была отменена, и синод РПЦ так же незаконно снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II. Но грузины не подчинились: когда из Петербурга посылали своих экзархов, то их нередко просто убивали. Не удивительно, что как только была получена весть о падении самодержавия, началось восстановление Грузинской церкви. И хотя патриарх РПЦ Тихон осудил «самочинный характер» возобновления автокефалии, грузины не обратили на это внимания, более того, они выгнали из страны иерархов-русских. И даже большевикам пришлось смириться с фактом этой автокефалии, в конце концов в 1943 году приказав восстановленной и полностью подконтрольной им РПЦ признать Грузинскую апостольскую автокефальную православную церковь.

А теперь, невзирая на такие исторические пертурбации, патриархи обеих церквей на равных недавно встретились и обсуждали важные вопросы в Киеве...

И вообще, московским и некоторым отечественным журналистам стоило бы очень и очень осторожно употреблять словосочетание «неканоническая церковь», потому что общепризнанной процедуры получения каноничности просто не существует. 51 год назад православные предстоятели церквей собрались на греческом острове Родос и постановили выработать правила получения канонической автокефалии. Однако это постановление осталось невыполненным: до сих пор этих правил нет, каноны отсутствуют, разные церкви по-разному трактуют эти вопросы. Поэтому выражение «неканоническая автокефалия» — это сугубо идеологический штамп, который негоже употреблять профессиональным журналистам. А называть Украинскую православную церковь (КП) «раскольнической» негоже хотя бы потому, что миллионы ее нынешних прихожан стали воцерковленными христианами именно в ней. Так какой же это раскол? Наоборот, видим прямое воплощение напутствия Священного Писания: «Где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я среди них» (Матвея 18:20). Тем более что число тех, кто собрался в УПЦ КП, несравнимо более масштабное...

Таким образом, стремление журналистов светских масс-медиа страны, где церковь отделена от государства, видеть все через призму установок только одной из действующих церквей — и никак иначе — можно определить либо как непрофессионализм, либо как некоторый конформизм (ведь эта церковь толерируется властями, собственно, она давно уже является составляющей Царства Кесаря), либо стремлением создать в стране атмосферу религиозного фундаментализма. Эдакого «православного Талибана», где резкие слова звучат в адрес всех тех, кто ходит в «неправильный» храм.

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ