Произошло то, в возможность чего никто не верил. Романа Поланского, прибывшего в субботу в Швейцарию, где ему должны были вручить кинематографическую награду, арестовала полиция Цюриха по ордеру 31-летней давности, выданному в США.
Согласно сообщению Би-Би-Си, министр юстиции страны Эвелин Вилдмер-Шлюмпф подчеркнула: задержание прошло согласно юридическому договору между США и Швейцарией.
В этом давнем деле много коллизий. В 1978 году Поланскому выдвинули шесть пунктов обвинения из-за интимной связи с 13-летней школьницей-фотомоделью Самантой Геймер. Режиссер признал себя виновным в отношениях с несовершеннолетней, после чего остальные обвинения прокуратуры, в том числе в изнасиловании, были сняты. Однако Поланский решил не представать перед судом и сбежал из США. Судья подписал ордер на его арест, который до сих пор остается в силе. С тех пор 76-летний режиссер живет во Франции, не посещает Великобританию, так как опасается экстрадиции, а в Америку не приехал даже на вручение «Оскара» за фильм «Пианист» (2002 г.). Хотя еще в 1997 году достиг соглашения с семьей пострадавшей девушки и выплатил компенсацию. В начале этого года уже сама Геймер обратилась в суд с официальной просьбой снять с кинематографиста обвинения и объяснила это тем, что следственные органы, обнародовав подробности дела, причинили вред ей и ее семье. Однако, как видим, прославленному старику-кинорежиссеру это не помогло.
Понимаю, что доля праведного читательского гнева, направленного сегодня против США, может достаться и мне. Но хочется все-таки процитировать слова министра Вилдмер-Шлюмпф: «Никаких политических мотивов здесь нет. В правовом государстве не делаются какие-либо отличия между гражданами». Кажется, каждому более-менее цивилизованному человеку известны базовые принципы правосудия, без которых наша жизнь превратилась бы в ад: упомянутое швейцарским министром равенство всех перед законом и презумпция невиновности. Первое означает, что никто, даже сколь угодно знаменитый или влиятельный, не избежит наказания за совершённое преступление. Второе — что никого нельзя объявить преступником до судебного вердикта.
Да, Поланский — кинематографист всемирно известный. Но есть обвинение. И если суд, опираясь исключительно на статус подозреваемого, смягчит ему наказание или даже оправдает, то о какой справедливости тогда может идти речь? Вспомните, как часто наши суды выносили приговоры, исходя именно из такой совершенно неправовой логики.
С другой стороны (и это касается той же презумпции невиновности), Поланский никогда окончательно не сможет подтвердить свою невиновность или очистить свою репутацию, пока не пройдет через беспристрастный судебный процесс.
В любом случае, ситуация у Поланского не так уж и безнадежна: главы Франции, Польши, ЮНЕСКО, СМИ, общественное мнение Старого и Нового Света — на его стороне. В суде, если таковой состоится, его будут защищать лучшие адвокаты. И как бы все ни закончилось, эта история станет еще одной главой в драматическом, полном крутых поворотов и катастроф повествовании, в которое превратилась жизнь Поланского, — единственном повествовании, в котором он — не автор, не зритель, а один из персонажей.