Интрига с назначением нового премьера подходит к своей высшей точке. Дело не только в том, до сих пор не названо ни одной явно проходной кандидатуры (куда удивительнее было бы, если бы эта кандидатура была), но и в том, что часть фракций, постоянно провоцируя ситуацию выбора, попав в эту ситуацию старается от нее избавится. Так, по словам Юрия Костенко, фракции УНР, НРУ и «Реформы — Конгресс» отказались проводить какие-либо консультации, если премьерское кресло будет предложено не Ющенко. Таким образом, эти фракции представляют выбор другим. Тем не менее большинство депутатов понимают, что именно от них зависит, по какому сценарию пойдет «премьериада». Сценария всего три. Первый — премьер назначается волевым образом способом давления администрации Президента и К о . Именно на этот сценарий рассчитывают правые, поскольку он им выгоден в любом случае. Если предлагается Ющенко, то они становятся над остальными фракциями большинства. Если же нет, то это становится еще одной опорной точкой для раскручивания своей предвыборной кампании под «флагом Ющенко». В свое время Ющенко был назначен именно волевым способом. Ведь сразу после выборов ресурс Президента был очень велик, а потому голосование прошло тогда быстро.
Некоторые западные СМИ считают назначение Виктора Черномырдина послом в Киеве знаковым, увидев в этом давление на выбор украинским руководством политического курса. Отставка Ющенко представляется полностью российской комбинацией, и, следовательно, будущий украинский премьер должен быть «пророссийским». Подобная позиция скорее исходит из упрощенного понимания проблемы. Ведь за отставку правительства Ющенко выступили и вполне «прозападные» фракции ВР. Более того, «прозападному» Ющенко в разговоре с Москвой не хватило именно западного прагматизма. Серьезнейшие вопросы связанные с энергетикой, газовыми долгами часто откладывались в долгий ящик. Россияне могут опасаться, что украинская «премьериада» окончательно сведет на нет все предыдущие договоренности. Откровенно пророссийская фигура не устроит не только Президента, Верховную Раду, но вряд ли и Москву, поскольку игра в поддавки на манер Лукашенко может привести к политическим, но не к экономическим победам. А Кремль сегодня интересует именно экономический результат. Россияне, конечно, хотят занять стратегические высоты в украинской экономике (в первую очередь энергетике), но покупать всю Украину даже за бесценок в их планы может входить, если только России нужна еще одна голодная провинция.
Второй сценарий — дав предварительно несколько непроходных кандидатур, Президент в итоге назначает и.о. премьера кого-то из «проверенных кадров». Это парламенту совершенно не выгодно, по мнению первого вице-спикера ВР Виктора Медведчука, назначение Президентом и.о. премьера законодательно закрепит остальной состав правительства, а тогда об коалиционном Кабинете можно будет забыть. Подобные соображения высказывает и лидер фракции «Демсоюза» Александр Волков, который считает, что в работе над формированием нового Кабинета заинтересованы все фракции большинства, но и «без левых дела не будет».
Сработает или нет второй сценарий, напрямую зависит от согласованности действий фракций парламента. Дело, однако, в том, что назначение «и.о.» вновь вызовет открытое противостояние между Президентом, Кабмином и ВР, отчего выиграет только внесистемная оппозиция. Оппозиция, не умеющая работать в поле легальной политики, наверняка постарается сделать все, чтобы заставить новое правительство работать в режиме «ручного управления» и затем объявить его антинародным. Даже если оно будет продолжать столь почитаемые ею традиции Ющенко. Использование старого большевистского метода борьбы «чем хуже, тем лучше» может привести лишь к новым экономическим трудностям, на которых возможны любые политические спекуляции (но не достижения).
Третий сценарий — создание коалиционного правительства — очень выгоден ВР, но трудноисполним (в первую очередь из-за амбиций политиков). Создание коалиционного правительства могло бы рассматриваться не только как возможность для той или иной политической силы получить свою долю власти, но и как способ перенести часть конкуренции (ответственности) из законодательной власти в исполнительную. Кстати, из этой конкурентной борьбы никто сегодня Ющенко не исключает. Заявление представителя Президента в ВР Романа Безсмертного о том, что ему и членам его кабинета могут быть предложены портфели, явно говорит, что свою на свою долю власти, они в принципе, могут рассчитывать. «Речь идет не только о министерских должностях, а всем комплексе должностей, в том числе и на региональных уровнях», — заявил Безсмертный, как передает УНИАН. В связи с этим в стане правых и левых немедленно образовалась брешь. Член фракции НРУ Александр Лавринович считает, что несмотря на безоговорочную поддержку прежнего премьера, его фракция все же может вступить в переговоры, если Ющенко будет предложен какой-либо пост, и предложение будет им принято. Коммунисты в лице Петра Симоненко тоже от консультаций не отказываются. Так что торг уместен. А без него в коалиционном правительстве (да еще на пути построения рынка) не обойтись. Если еще и избирателю будут предложены внятные принципы формирования нового Кабинета и распределения ответственности за него — тогда можно говорить, что премьериада оказалась успешной.