Завтра, в третье воскресенье мая, по традиции во всем мире вспомнят умерших от СПИДа. По главным улицам городов пройдут «маршами жизни» и обязательно составят Квилт — сшитые вручную полотна в память тех, кого уже нет. Еще недавно отечественная официальная статистика утверждала, что в Украине насчитывается 36 тысяч ВИЧ-инфицированных. Сегодня их уже 52 тыс. 356 человек, и у 4260 — СПИД. Эксперты продолжают спорить с этими данными, и считают, что на самом деле диагноз ВИЧ — у 500 тысяч человек (1% взрослого населения). Такой показатель по распространенности заболевания ставит Украину на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы.
«Каждый раз, засыпая, я прощаюсь с жизнью, потому что не знаю, смогу ли еще раз открыть глаза». Так сказал один из пациентов отделения для ВИЧ-позитивных инфекционной больницы. Вообще-то ощущения это лечебное учреждение вызывает противоречивые. Умиротворяет соседство с Лаврой и постоянный колокольный перезвон, поражает самоотверженность трех работающих здесь врачей... Но больше всего — атмосфера оптимизма, которую здесь создают не только персонал, но и сами больные.
Все здешние пациенты пережили приблизительно одинаковые эмоции. Сперва, узнав о диагнозе, — затяжную депрессию, крах надежд, непреодолимый страх и желание обратится к Богу. Одна из пациенток, Ирина, рассказывает, что первые месяцы после анализа крови плакала, с утра до вечера. Ее тезка и соседка по палате до сих пор не может забыть «допроса с пристрастием» в санэпидстанции и посыпавшихся на нее оскорблений. Сразу после этого Ирину уволили с работы, а друзья незаметно перестали с ней общаться. Теперь же все почти хорошо. «Безусловно, есть проблема одиночества, — говорит она — но с другой стороны, разве не сталкиваются с ней мои ровесницы, не знающие, что такое ВИЧ?» Сейчас Ирина вспоминает, как десять лет назад ей сказали, что больше пяти лет она не протянет. Тогда дочка училась в младших классах школы, а теперь, выдав ее замуж, Ирина не сомневается, что еще увидит не только внуков, но и правнуков.
20 человек, находящиеся на стационарном лечении в больнице, создали здесь психологическую атмосферу, которую встретишь мало в каком коллективе. Заведующая отделением Светлана Антоняк рассказывает, что настроение пациенты создают себе сами. Невооруженным глазом видно, как после общения «новичков» с теми, кто уже научился жить с ВИЧ, первые заметно оживляются и начинают улыбаться. Понятно, что общечеловеческие ценности пересматривает в этих стенах для себя каждый. Здесь лежат даже такие, кто воспринимает свой диагноз как положительный момент своей жизни. «Вы знаете, — неожиданно сказала Вика, — я даже рада, что заболела. Нет, особой поддержки я ощущать не стала. Просто начала ценить каждый момент своей жизни и понимать, что в ней важно, а что не очень». Ее подруга Тамара говорит, что, узнав о диагнозе, стала намного активнее в жизни — руководит региональной общественной организацией, состоит в координационном совете Всеукраинской сети живущих с ВИЧ. Вышла замуж и думает, что в скором времени родит ребенка.
Врачи в отделении надеются, что общество постепенно научится спокойно относиться к ВИЧ- позитивным людям. 13 лет назад, вспоминает Светлана Антоняк, ее пациенту, при всей его активности и цветущем виде, после анализа пришлось уйти с работы и «сесть на шею» пожилых родителей. Теперь такие случаи маловероятны. При всех существующих проблемах (среди которых лидирует недофинансирование) сдвиг в положительную сторону все же произошел: люди начали понимать, что диагноз ВИЧ — не приговор. В соответствии с международными стандартами после тестирования в случае положительных результатов в обязательном порядке составляется прогноз развития болезни. И основываясь на состоянии иммунитета, назначается то или иное медикаментозное лечение, которое зачастую позволяет избежать СПИДа и сохранить качество жизни больного.
В последнее время украинские врачи перестают считать психологический аспект в лечении первостепенным. Это отнюдь не означает, что грамотное выслушивание, арт-терапия и другие групповые занятия не нужны.
Просто этот компонент, по мнению С. Антоняк, может лишь сопутствовать медикаментозному лечению, притом во всех больницах, где находятся сложные в психологическом плане пациенты.
И не последнюю роль в создании душевного комфорта играет окружающая обстановка. Например, зданию, в котором находится одно из двух в Украине медицинских учреждений такого плана, уже 100 лет. С момента основания ВИЧ-отделения (1987 год) до 2001-ого ремонт здесь не делали. Отыскивать внутренние резервы для того, чтобы остаться полноценным и активным человеком, приходилось в обшарпанных палатах с «антикварными» матрасами и подушками. Теперь же, когда благотворительность стала популярнее, деньги от пробегов «Ради жизни» уже дважды перечисляли на нужды отделения. А недавно известный теннисист Андрей Медведев подарил больнице новую мебель. «Нам бы еще один пробег, — надеются врачи, — ведь бюджетных средств катастрофически не хватает». Если медики далеко не всегда в силах обеспечить больных специфическими лекарствами, то с лечением сопутствующих заболеваний дела обстоят еще хуже. Здешних врачей радует, что их просьбам наконец-то вняли, и 60% денег, выделяемых из Глобального фонда по борьбе с ВИЧ-СПИДом, пойдет именно на лечение. «Мы делаем все, что возможно в нынешних условиях, — говорит зав. отделением. — Но с другой стороны, ведь только с 2000 года лечение ВИЧ- инфицированных стали учитывать при формировании государственного бюджета».