Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Преступники будут закапсулированы

12 апреля, 1996 - 20:32

В субботу, как только узнал об авиакатастрофе, написал эти строки в свою газету. Надеюсь, что они дойдут до адресата.

Катынь тревожит сердца людей с начала апреля 1943 года, когда гитлеровские газеты распространили сведения о массовых захоронениях польских офицеров в районе Смоленска. Для поляков это трагедия на все времена, и они сделали все, чтобы собрать информацию о сталинском преступлении и обнародовать ее в сотнях публикаций.

Подобных преступлений против человечества в ХХ ст. было немало. Что общего в действиях Сталина, Гитлера и других? Абсолютное пренебрежение к жизни человека, полная бесчеловечность, осознание личной безопасности, несмотря ни на какие ужасающие приказы. Но цивилизованное человечество в ХХІ ст. и, прежде всего, его политическая и культурная элита должны осознать, что такие преступления не могут бросить наименьшую тень на страну, которую возглавляли преступники, на народ, из которого они вышли, на религию, которую они исповедовали. Их нужно помнить, но держать в памяти, в своеобразном коконе, отрезать от всех корней. А главное — помнить их жертв, передавать память о них потомкам.

Что можно было бы сделать в эти дни, когда все мы потрясены авиакатастрофой под Смоленском? Возможно, это фантастическая идея, но я уверен, что она сработает, если будет реализована. Идет речь о том, чтобы польский Сейм в этой стрессовой ситуации законодательно признал непричастность современной России и ее народа к катынскому преступлению, а возможно, и ко всем преступлениям сталинского режима относительно поляков — их сразу и не перечислишь. Без каких-либо переговоров с Россией, целиком и полностью. Тем самым Сталин и все те преступники, которые находились в его силовом поле, и поставили свои подписи под приказом об уничтожении польских офицеров, будут закапсулированы. Если Россия после этого будет отмалчиваться, то такое молчание будет звучать громче любого набата. Ведь катынское преступление — все на виду, благодаря колоссальному труду польских интеллектуалов. Его нельзя отрицать или оправдать, его можно только замалчивать. Так, например, как замалчивают фильм А. Вайды.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, заведующий отделом истории Украины 20—30-х гг. ХХ ст. Института истории Украины
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ