Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Превентивные слушания

20 июня, 2002 - 00:00

Согласно подготовленному правительством проекту бюджетной резолюции, к основным направлениям бюджетной политики на 2003 год относятся, в частности, работа над Налоговым кодексом, реформирование подоходного налога с граждан, усовершенствование механизма администрирования НДС, налога на прибыль и акцизного сбора, а также отмена налоговых льгот, предоставляющихся по отраслевому и профессиональному признаку. Главным принципом формирования бюджета на будущий год должна быть, по мнению правительства, его сбалансированность. Что касается основных макроэкономических показателей, то рост ВВП составит, по прогнозам Кабмина, 4%, его номинальный объем — 255 млрд. грн., среднемесячная зарплата — 454 грн., среднегодовой курс гривни по отношению к доллару — 5,57.

Между тем накануне голосования в ВР оснований для оптимизма у правительства было мало. Как уже сообщалось, бюджетный комитет ВР собирался предложить депутатскому корпусу признать работу Кабмина по выполнению бюджета-01 неудовлетворительной, проект «Основных направлений...» — не поддержать, а всего лишь принять к сведению, а правительству поручить разработать законопроект о госбюджете- 2003 с учетом депутатских замечаний и предложений. В ходе вчерашних парламентских слушаний по вопросам бюджетной политики глава профильного парламентского комитета Петр Порошенко охарактеризовал правительственный проект бюджетной резолюции как «внутренне противоречивый» и лишенный системности. По словам главы бюджетного комитета, правительство, предлагая перейти к политике адресной помощи незащищенным категориям граждан, не очерчивает критерии, в соответствии с которыми должны определяться «адресаты». Возражает, отметил П.Порошенко, бюджетный комитет и против закладываемого Кабмином в проект госбюджета- 03 дефицита на уровне 0,5% ВВП, равно как и намерения правительства не включать в доходную часть бюджета доходы от приватизации. Кстати, комитетчики заподозрили Кабмин в занижении прогнозируемых доходов госбюджета минимум на 10%. Все эти соображения Петр Порошенко излагал менторским тоном, периодически призывая присутствующего на заседании Анатолия Кинаха слушать внимательно, не отвлекаясь на общение с депутатами.

Полемику с Игорем Юшко (к слову, начатую еще во вторничном вечернем эфире канала «1 + 1») П.Порошенко продолжил во время выступлений от фракций: разместившись в ложе правительства рядом со своим визави (премьер к тому моменту уже удалился из сессионного зала), глава бюджетного комитета о чем-то долго и, надо сказать, довольно мирно с ним толковал. Судя по выражению лица Петра Порошенко, речь вряд ли шла об обездоленных слоях населения, — скорее, об интересах куда более обеспеченных сограждан...

Тем временем представители «Нашей Украины», Соцпартии, КПУ и БЮТ с упоением критиковали правительственный проект бюджетной резолюции и объясняли, почему они не считают возможным его поддержать. Критика сводилась к требованиям изменить политику укрепления курса национальной валюты, формировать бюджетную и социальную политики на прозрачных основаниях, «немедленно провести ревизию налоговых льгот и недоимок» (Петр Симоненко, КПУ), а также привести данный проект в соответствие с проектом программы деятельности правительства: очевидны, дескать, существенные расхождения. «Достаточно сбалансированным и взвешенным» назвал представленный правительством вариант только член фракции СДПУ(О) Владимир Воюш, — обратив внимание парламентариев на необходимость разработки законопроектов, касающихся реформирования налоговой политики и т.д. Выступавший же от имени «Единой Украины» и заодно возглавляемого им комитета по ТЕК Андрей Клюев (Партия Регионов) долго говорил о проблемах вверенной ему отрасли, под конец напомнив коллегам их основную, по его мнению, задачу — еще до каникул определиться с налоговой базой, на которой нужно будет формировать бюджет-03. О том, будет ли «Единая Украина» (или то, во что она превратится к сегодняшнему утру) поддерживать правительственный проект бюджетной резолюции, А.Клюев почему-то не сказал ни слова.

Как ни банально это звучит, но проект госбюджета у нас, похоже, в который уж раз становится предметом торговли. «Антиправительственная коалиция» ненавязчиво дает понять Анатолию Кинаху, что кресло под ним качается, и чем ближе день рассмотрения поданной Кабмином в парламент программы — тем сильнее. А посему следует, мол, прислушиваться к «замечаниям и предложениям». Весьма симптоматичным является и адресованное Верховной Радой Кабмину и озвученное Петром Порошенко предложение «при подготовке законопроекта о госбюджете на 2003 год ...согласовать с бюджетным комитетом парламента перечень льгот и гарантий, которые финансируются из бюджетов для отмены и учета в бюджете будущего года».

Нынешняя бюджетная ситуация является заложником старой проблемы. Правительство, не имеющее политико-правовой связки с парламентским большинством, вынуждено «покупать» себе коалицию. А парламент, ничем не рискующий в случае отсутствия большинства или неутверждения бюджета, теоретически — может требовать от Кабмина чего угодно. Все это держится на кулуарных договоренностях и называется политикой. Так и есть, бюджет — основной политический документ, вырабатываемый правительством и парламентом. За результаты этого процесса предусмотрена ответственность: либо отставка правительства, либо роспуск парламента. Но это в Европе. В Украине бюджет — это борьба за интересы избирателей. Точнее — избранных.

Марьяна ОЛЕЙНИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ