Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПОБЕДЫ В ПОРАЖЕНИЕ

Как применить этот горький опыт?
11 мая, 2001 - 00:00

В среду Киев, как и вся Украина, в 56 раз праздновал победу в Великой Отечественной войне. В этот день на улицах города как никогда много было людей пожилого возраста, тех, для кого события далекой войны стали частью их собственной жизни и для кого этот день является самым большим праздником в жизни. Моя мама, вспоминая май 1945 года, рассказывает, что узнала об окончании войны в Харькове в три ночи — по радио передали, что 9 Мая объявляется Днем Победы. В памяти двадцатилетней студентки эта ночь оставила неизгладимое впечатление — люди будили соседей и с криками «Победа!» выбегали на улицы, целовали и обнимали друг друга, на главной площади города произносились импровизированное речи — народ ликовал в едином порыве. На фронте, по словам моего отца, который встретил победу как участник боевых действий в Прибалтике, наши военные, не дожидаясь приказов сверху, салютовали залпами боевых орудий. В мае 1945 года радость такой долгожданной победы объединяла переживших войну в одну семью, вселяла веру в счастливое будущее.

Увы, прошло более полувека и праздник, который раньше объединял людей, давал веру в благополучную жизнь, все чаще сейчас используется для достижения политтехнологических целей. К праздничным колоннам ветеранов войны, представлявшим все районы города, присоединилась ярко-красная от транспарантов и знамен колонна коммунистов, комсомольцев и других «левых». Молодая женщина продавала красные банты с портретами Ленина, Сталина и с тремя профилями идеологов марксизма, так как для нее 9 Мая — это «победа красных над капиталистами», а на своих крошечных сыновей она нацепила октябрятские звездочки. Страшно было слушать о том, что нас сегодня оккупировали фашисты под новым названием (НАТО, МВФ и ЦРУ) и что у нас еще есть и сегодня Матросовы и Зои Космодемьянские, чтобы бороться. Шествие этой колонны сопровождал оркестр юных барабанщиц. Барабанный бой напоминал психические атаки из военных фильмов. Многих, кто пришел поприветствовать ветеранов, шествие «красной» колонны травмировало. Пожилой человек с орденской колодочкой на груди, в ответ на коммунистические призывы, непрерывно несущиеся из громкоговорителя, кричал: «Замолчите! Работать надо!». Михаил Сусидко сказал корреспонденту «Дня», что для него День Победы — большой праздник, но только «не в рядах этих отсталых людей». Он рассказал, что 19-летним парнем ушел на войну, что воевал на втором и третьем украинских фронтах, воевал за свободу и независимость Украины, и что не желает возрождения Советского Союза и коммунистического режима.



На территории Мемориального комплекса у музея Великой Отечественной войны ветеранов встречал немногочисленный хор бабушек.

Их духовные песнопения происходили на фоне плакатов, призывающих объединиться Украине, России и Белоруссии как православным странам в единое государство и выражающих протест против приезда Папы Римского в Украину.

На территории Мемориального комплекса горадминистация организовала угощение для ветеранов «фронтовыми» 100 граммами и солдатской кашей. Солдаты далекой войны собирались в палатках своих районов и вспоминали боевую молодость. Патриотическая партия Украины тоже кормила солдатской кашей, но из специально заказанного отдельного «котелка», отмечая, в первую очередь, не победу в Великой Отечественной, а единство своих рядов, состоящих далеко не только из участников войны.



Атмосфера праздника наводила на мысль, что День Победы сегодня люди понимают по-разному и что то, что полвека тому назад сплачивало и объединяло, используется для раскола в нашем обществе. Разве за такое будущее воевали наши отцы и деды? Не лучше было бы в этот день просто сказать им от всей души спасибо за то, что они для нас сделали, как это делали многие школьники Киева, — дарили цветы ветеранам и говорили им, совсем незнакомым людям, теплые слова, организовывали концерты «Песни военных лет» на улицах города. Глядя на проходящих по Крещатику ветеранов, одна молодая женщина не выдержала и расплакалась. Тридцатилетняя Анжела, никогда не видевшая войны, вдруг представила весь тот ужас, который пережили эти люди, и то, что они переживают сегодня. Ее муж Дирк Раков, гражданин Германии, стоял рядом и снимал на видеокамеру колонны участников войны. Дедушки супругов были участниками Второй мировой, воевали друг против друга. Господин Дирк сказал, что снимает сегодня потому, что очень уважает этих людей, что недалек тот час, когда мы уже не сможем их видеть и говорить с ними, что память о ветеранах войны нужно сохранять для будущих поколений.

Мы сегодня очень мало знаем о Второй мировой войне, мы плохо заботимся о ветеранах, мы не ценим того, что эти люди сделали для нас. Возможно, наша повседневная забота об участниках войны, которые избавили бы их от необходимости добиваться предоставления и так малочисленных льгот, послужила бы той здоровой основой для объединения нашего общества вокруг конструктивной работы для решения злободневных проблем.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ