Избежать полной изоляции удалось, однако и доверие было подорвано. Не Беларусь, однако уже и не та Украина, что была хотя бы год назад. Приблизительно так можно охарактеризовать прошлый 2002 год для Украины на международной арене. Затиснутая в жесткие рамки «кольчужных» обвинений своего стратегического партнера — Соединенных Штатов, Украина вошла в новый «внешнеполитический» год довольно ослабленной. Как и когда удастся восстановить свое честное имя? Что, кроме опровержений «кольчужных» обвинений, определяло внешнюю политику Украины? По просьбе «Дня» некоторые внешнеполитические итоги подводит министр иностранных дел Анатолий ЗЛЕНКО.
1. Какой самый крупный внешнеполитический успех Украины в 2002 году?
2. Какая самая большая неудача?
3. С какими внешнеполитическими проблемами Украина вынуждена перейти в следующий год? Каким образом и за какое время их удастся решить?
4. В нынешних обстоятельствах, как вы считаете, куда Украина быстрее вступит — в Организацию Договора о коллективной безопасности или НАТО, в ЕврАзЭС или ЕС?
1. Невзирая на сложную, иногда недостаточно благоприятную внешнюю и обостренную внутреннюю ситуацию, важнейшим итогом внешнеполитической деятельности Украины в 2002 году следует считать дальнейшее продвижение национальных интересов нашего государства в мире. Этому в значительной степени способствовало налаживание новых политических, экономических, научно-технических связей и их использование для всестороннего, неуклонного содействия экономическому развитию страны. По моему мнению, самым позитивным в этом году во внешнеполитической сфере было для нас евроатлантическое направление. Мы выработали новую стратегию относительно НАТО и дали четкий ответ на вопрос об ориентации на членство в этой организации. Это было ключевое решение, которое заполнило последнюю нишу в системе наших приоритетов. Важно также, что НАТО поддержало наши евроатлантические стремления. Важным событием на европейском направлении было одобрение Послания Президента «Европейский выбор Украины». Этот документ конкретизировал много принципиальных моментов, связанных с европейской интеграцией нашего государства. Свидетельством наших позитивных отношений с ЕС стал рост торговли со странами-членами этой организации на 9,3%. Ключевым событием года стал Ялтинский саммит ГУУАМ, на котором удалось придать новое дыхание этому объединению. Среди других важных достижений я бы выделил активное освоение новых для нас рынков стран Азии, Африки и Центральной Америки, решение ряда проблемных вопросов с Россией, удачное проведение Года Украины в России и в целом перевод наших отношений на системную и прозрачную основу.
2. «Кольчужный скандал» и определенное напряжение, сохраняющееся в отношениях с Соединенными Штатами. Это главная проблема, негативно сказывающаяся на многих других направлениях. Минимизация последствий упомянутого скандала, равно как и перевод диалога из плоскости обсуждения взаимных претензий в плоскость конструктивного взаимодействия, будет главной задачей нашей дипломатии в последующие месяцы.
3. Есть проблемы, вызванные или которые могут вызвать наши сегодняшние осложнения в отношениях с Соединенными Штатами, в том числе, к сожалению, возможно временное торможение нашего продвижения в евроатлантической и европейской интеграции. Есть ключевые задачи — налаживание рабочего конструктивного диалога с расширенным ЕС, либерализация визового режима с будущими членами ЕС, выполнение документов, одобренных во время Пражского саммита НАТО, активизация деятельности ГУУАМ, защита интересов наших граждан, дальнейшая «экономизация» внешних отношений. А перечислять все вопросы, которыми мы будем заниматься, было бы так же неуместно, как и определять конкретную дату их решения.
4. Роль политического оракула для меня непривычна. Тем не менее, выскажу свое убеждение, что из перечисленных вами организаций мы, очевидно, прежде всего вступим в НАТО. Другой вопрос — когда именно. Мне трудно представить, чтобы Украина стала членом Договора о коллективной безопасности или ЕврАзЭС. Это не соответствует нашим стратегическим интересам. Что касается членства в ЕС, то говорить о том, когда это случится, сегодня довольно трудно, в частности, в силу независящих от нас обстоятельств. А вот что касается НАТО, то наши цели полностью совпадают с политикой открытых дверей, проводимой Альянсом. Надо работать, чтобы соответствовать его критериям. Ничего невозможного здесь нет. Многое зависит от нас самих.