Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Президент лично знает Чехова. Сможет ли его защитить?

12 января, 2012 - 20:23
ЧАСТЬ ЭКСПОЗИЦИИ / ФОТО С САЙТА CHEHOV.NIV.RU

На днях в ялтинском Доме-музее Чехова появилась трещина — менее чем за 30 метров от него идет частное строительство. Застройка ведется со многими нарушениями законодательства, в частности, строительного, что и стало причиной разрушения историко-культурной достопримечательности.

Подобные ситуации — типичные. Ведь пример подают сами «государственные» мужи. Поэтому все понимают, что живем во времена вседозволенности, когда деньги решают все. А тем более — большие деньги...

Поэт и общественный деятель Иван ДРАЧ называет наши времена — хамскими, вспоминая библейского Хама, от которого и пошло это понятие. За наглость и неуважение к устоявшимся авторитетам Ной проклял своего сына рабством. «А куда нам в рабство? — рассуждает Иван Федорович. — Из советского двадцать лет как вышли, а до сих пор не стали свободными». Кстати, в психологии существует утверждение: когда человек не может из чего-то «вылезти», он, встречая своего антипода, раздражается. Возможно, здесь такая же симптоматика? Антон Чехов — не просто великий писатель. Он, будучи настоящим интеллигентом, эстетом, аристократом духа, стал вызовом низкому мещанству. «Мещанство, — писал он, — психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором».

«Сегодня Чехов — первый драматург в мире! — говорит художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра Эдуард МИТНИЦКИЙ. — Его произведения идут в разных странах. Антон Павлович поднимает проблемы вечные, глубинные. Когда рассказывает о человеке, задействует все сферы: физические, психологические, моральные. Поэтому каждый на своем месте должен остановить эту подмену ценностей и вал бескультурья».

«Нельзя допустить, чтобы нашу страну считали варварской, — говорит режиссер Львовского театра им. М. Заньковецкой Алла БАБЕНКО. — В этом доме Чехов написал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», повесть «В овраге», рассказ «Дама с собачкой». Там особенная аура. Еще живет дух прозаика. Я люблю творчество Чехова (Алла Григорьевна единственная в Украине поставила 12 спектаклей по произведениям классика. — Ред.), потому что в ней нахожу ответы на многие вопросы. В настоящее время размышляю над тем, как на языке театра передать полифонию чеховской повести «Огни» (этот спектакль мы покажем на Международном фестивале «Мелиховская весна-2012», который традиционно проходит в Музее-усадьбе). 29 января — день рождения писателя. Два года тому назад мир отмечал его 150-летие. Юбилей прошел, а теперь что? Напомню, во время оккупации Крыма немцы не разрушили этот Дом-музей! Поэтому сегодня каждый интеллигент должен бить в набат, чтобы не допустить разрушения достопримечательности». Литературовед Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ подытоживает: «Конечно, идеальный вариант, когда власть — культурно выше общества. Но это не с нашим счастьем. (Гуманитарная политика не артикулирована, вице-премьера по гуманитарным вопросам нет.) Какой выход? Становиться свободными, осознавая как свои права, так и обязанности, ответственность. (Как там у Чехова: «Чтобы стать свободным, нужно из себя выдавливать по капле раба»). Вспоминаю произведение Иона Друце «Запах спелой айвы», который подвергся сокрушительной критике. А все из-за того, что в нем рассказывается о том, как в советские времена люди встали в защиту храма. Так и украинцам нужно держать линию обороны собственной культуры и идентичности. Ведь с нами делают то, что мы позволяем! И никакого безразличия! Иначе нас ждет классический вариант — еще двадцать лет блуждания по пустыне».

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ