Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Президентская» дилемма поляков:

Сильный политик или символический «отец народа»?
17 июня, 2010 - 20:10
БРОНИСЛАВ КОМОРОВСЬКИЙ РАЗДАЕТ АВТОГРАФЫ СВОИМ СТОРОННИКАМ. ЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЛОЗУНГ «СОГЛАСИЕ СТРОИТ» ПОДДЕРЖИВАЕТ БОЛЬШЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ЧЕМ ЛОЗУНГ ЕГО ГЛАВНОГО СОПЕРНИКА ЯРОСЛАВА КАЧИНЬСКОГО: «ПОЛЬША ПРЕЖДЕ ВСЕГО» / ФОТО РЕЙТЕР

В этом году президентские выборы в Польше, которые состоятся в это воскресенье, довольно необычные. Во-первых, они досрочные. Напомним, что глава польского государства Лех Качиньский погиб в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля, и поэтому были назначены досрочные выборы. Во-вторых, именно Лех Качиньский как представитель партии «Право и справедливость» собирался принимать участие в президентских выборах и соревноваться с кандидатом от партии «Гражданская платформа», нынешним спикером сейма Брониславом Коморовским, который, кстати, согласно Конституции исполняет обязанности президента страны и объявил дату проведения выборов. В-третьих, выборы проходят на фоне наводнений, нанесших польской экономике ущерб в несколько миллиардов евро. В-четвертых, многие эксперты обращают внимание на то, что Ярославу Качиньскому будет благоприятствовать то, как в Польше и мире восприняли гибель его брата-близнеца. В-пятых, результат выборов важен потому, что согласно польской Конституции президент имеет право ветировать законы и проводить собственную политику в сфере международной дипломатии и безопасности. Поэтому существуют опасения, что в случае избрания Ярослав Качиньский, подобно своему брату, станет блокировать правительственные законопроекты.

Вместе с тем в Польше бытует мнение, что это обычные выборы. В частности, такую точку зрения «Дню» высказал профессор Варшавского университета Владзимеж БОРОДЗЕЙ. «Эти выборы не являются особо важными, и, несмотря на острую кампанию, результат предсказуем: выборы выиграет кандидат от «Гражданской платформы», — сказал он.

Тем временем лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск в одном из интервью заявил: «Это очень серьезная борьба за то, какой будет Польша следующие несколько лет, поскольку шансы обоих кандидатов очень близки к равным». А министр из канцелярии премьера Владислав Бартошевский, пользующийся немалым авторитетом в стране, так охарактеризовал президентскую гонку: «Нынешние выборы — это выбор человека, который должен стать опекунско-отцовской личностью, символом. Должна ли Польша стать страной, в которой люди не доверяют друг другу, страной служб, следящих друг за другом, страной провокаторов, агентов и опасных людей, страной взаимных обвинений?»

На все эти обвинения сторонники Ярослава Качиньского, да и он сам, заявляют, что лидер «Права и справедливости» изменился с 2007 года и понимает, что нужно заниматься проблемами, являющимися неотложными для людей. Польский психолог Януш Чапиньский считает вполне возможным, что Качиньский внутренне глубоко изменился. «Но изменение стиля не означает в целом, что он изменил свои политические цели и политическое видение. Я в это не особо верю», — цитирует газета Polsce The Times слова Чапиньского. Вместе с тем он отметил, что «Качиньский гораздо более выносливый политик, чем я думал о нем до сих пор, но я всегда считал его выдающимся политиком».

Тем не менее, согласно данным опроса социологической службы Millward Brown SMG/KRС, в первом туре за Бронислава Коморовского готовы отдать свои голоса 41% респондентов, а за лидера партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского — 32%. На третьем месте — с 12% — самый молодой кандидат в президенты, 36-летний лидер Союза демократических левых Гжегож Наперальский.

Кстати, данные опросов показывают, что за последнюю неделю уровень поддержки Коморовского уменьшился на 4%, а Качиньского — на 2%. Тем временем растет поддержка избирателями Наперальского. Поэтому сейчас никто не может точно утверждать, кто все-таки победит на этих выборах: Коморовский, имевший огромную поддержку с самого начала президентской кампании, или Качиньский.

Эксперты отмечают, что ожидаемая низкая явка на выборах — 46% — на руку Качиньскому, поскольку его электорат стал активнее после смерти его брата.

Нельзя исключать и то, что в пользу Качиньского сыграет тот факт, что Коморовский отказался принимать участие в теледебатах между главными претендентами, которые организовало в прошлое воскресенье общественное телевидение. Представитель от «Гражданской платформы» заявил о желании участвовать в дебатах только один на один с лидером «Права и справедливости». Очевидно, такая возможность у него будет ко второму туру выборов 4 июля. Ведь, как показывают результаты всех опросов, во время первого тура Коморовскому не удастся набрать 50% голосов плюс один голос, несмотря на поддержку польского премьера Дональда Туска, заявившего, что сделает все, чтобы победил кандидат от «Гражданской платформы».

Согласно опросам социологической службы TNS OBOP, во втором туре Коморовский может рассчитывать на 56%, а Качиньский — на 44% голосов избирателей. Нам остается дождаться 4 июля и увидеть, насколько точны польские прогнозы и по силам ли политику изменить настроения населения за такое короткое время.

КОММЕНТАРИЙ

Что будут означать результаты президентских выборов в Польше для отношений Варшавы и Брюсселя, а также польско-украинских отношений?

Анжей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета

— Если посмотреть на опрос общественного мнения, то у Бронислава Коморовского в настоящий момент больше шансов стать президентом. Но у Качиньского также есть еще возможности победить. Если Качиньский станет президентом, то в Польше более или менее будет такая же ситуация, какая была у нас в 2007 году. Ситуация, о которой вы в Украине очень хорошо знаете, это французская «коабитация». То есть это — конфликты между президентом и правительством, между президентом и парламентом. Все это, я думаю, не является хорошей ситуацией в целом ни для Франции, ни для Польши, ни для Украины.

Разница заключается в том, что именно Ярослав Качиньский, а не его брат Лех, является лидером партии «Право и справедливость». Если он станет президентом, то этот конфликт может быть еще сильнее. Если Коморовский станет президентом, то у нас при власти будет одна политическая партия — «Общественная платформа». И такая ситуация приведет к ослаблению позиции президента, поскольку лидером «Общественной платформы» является Дональд Туск — наш премьер-министр. И он хочет сделать из президента символического отца народа, а не политического лидера. И я думаю, что Коморовский в каком-то смысле с этим соглашается.

Теперь что касается возможных последствий этих выборов для Украины. Партия «Общественная платформа» не очень заинтересована в сотрудничестве с Украиной. Она интересуется Восточной Европой. У нас есть инициатива «Восточное партнерство», которая очень хорошо развивается. Вместе с тем, партия «Право и справедливость» более заинтересована в Украине. В истории семьи Коморовского есть какие-то украинские корни. Но я не думаю, что у него будут реальные возможности, чтобы склонить в каком-то смысле «Общественную платформу» к украинскому направлению. А если президентом будет Ярослав Качиньский, то так у нас уже было — он будет много говорить о сотрудничестве с Украиной. Но у него не будет много возможностей, чтобы это делать. Это будет еще одна старая проблема правительства и президента.

По моему мнению, решение Варшавского окружного суда, согласно которому Качиньский должен извиниться перед Коморовским, не имеет существенного значения. Ясно, что для Качиньского было бы лучше, чтобы решение суда было другим. Я убежден, что для общества это решение не имеет большого значения.

Станет ли голос Польши сильнее в Европе, если президентом станет Бронислав Коморовский? «Общественная платформа» хочет, чтобы так случилось. Она открыто и не один раз заявляла, что Лех Качиньский ослаблял позицию Польши в ЕС, что он не был европейским и не знал, что такое компромисс. «Общественная платформа» надеется, что после этих выборов Польша будет более европейской. Но это не так.

С одной стороны, действительно, наш голос будет слышнее. Но с другой стороны, Коморовский не является таким мировым политиком. Он не очень хорошо знает иностранные языки. Радослав Сикорский — второй кандидат от «Общественной платформы» на президента — более известен. Он знает английский язык, жил в Великобритании, знает там много политиков. А Коморовский больше связан с Польшей. И это может в каком-то смысле ослаблять этот новый голос Польши.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ