Нынешние сводки с «аграрных фронтов» традиционно напоминают реляции о ходе настоящих боевых действий. Одна из главных житниц нашей страны — Запорожская область, где в этом году погибло 67,7% озимых, намерена закупать пшеницу в Казахстане. Николаевская область сообщила, что закупит 150 тыс. тонн зерна для продовольствия и столько же — на семена. Аналогичные решения неизбежно «вызреют» и в других областях, пострадавших от непогоды. В их списке, кроме Запорожской и Николаевской (погибло 92,6%), Днепропетровская (93,2% площадей), Полтавская (84,4%), Одесская (73,2%), Черкасская (77,6%) и Херсонская (67%). Всего в Украине, по данным статистики, к началу июня погибло 3,8 млн. га озимых культур (или 65% площадей).
Пострадавшее от непогоды село не ощущает дефицита внимания со стороны первых лиц государства. Недавно Президент Леонид Кучма заявил, что в нынешних условиях помощь сельхозпроизводителям будет держать под личным контролем, и подчеркнул необходимость срочного принятия соответствующих правительственных решений. Речь шла о выполнении майского указа Президента о дополнительных мерах по стабилизации рынка зерна. Л.Кучма отметил, что в государстве на сегодня есть все ресурсы и возможности для обеспечения продовольственной безопасности, и сказал о личной ответственности региональных руководителей... за стабильность цен на продукты питания...
Позиция Президента в данной ситуации понятна: его одновременно беспокоят и розничные цены на хлеб, являющиеся одним из факторов поведения избирателей, и оптовые цены, определяющие не просто рентабельность, но и выживаемость постколхозных хозяйств. Живут они, как правило, в долг — на кредиты банков или крупных зернотрейдеров, чуть ли не на корню скупающих урожай. Это обстоятельство, по- видимому, могло стать одной из причин того, что в минувшем году, когда прогнозировался и был собран сравнительно большой урожай, крестьяне практически не ощутили плодов своей «трудовой победы» (собрано 38 млн. тонн зерна и более 6,5 миллиона тонн экспортировано, в том числе, 2,1 миллиона тонн продовольственной пшеницы и 4,2 миллиона тонн фуражной, 278 тысяч тонн ржи). Есть версия (ее поддерживает Генпрокуратура), что украинских селян просто околпачили на зерновом рынке, где наиболее выгодными экспортными поставками монопольно и, естественно, в своих интересах, распоряжались крупные зернотрейдеры. Впрочем, тут будет уместно напомнить, что экспортом зерна из урожая-2002 занимались 557 компаний. Среди них были и крупные зарубежные зернотрейдеры с мировым именем, в частности, «Каргил», «Альфред Топфер», «Адора», «Рамбус». Однако большинство экспортеров — отечественные. В этом году им, по-видимому, будет нелегко, поскольку от экспортных операций придется отказаться, а импорт зерна в Украину, скорее всего, возьмут на себя лидеры рынка.
Остроту нынешней ситуации, по-видимому, понимают и в правительстве. По словам премьер- министра Виктора Януковича, такой неблагоприятной погоды для роста и развития зерновых не было последние 10 лет. Тем не менее премьер уверен, что правительство «полностью владеет ситуацией» по каждой области и каждому хозяйству страны и напомнил, что Кабмин увеличил бюджетное финансирование аграрного сектора и полностью погасил долги перед аграриями за прошлый год. Янукович уповает на закон (о внесении изменений в госбюджет- 2003), которым расходы на поддержку села увеличены более чем на 500 млн. грн. «Эти средства пойдут в помощь селу, и механизм их привлечения в настоящее время отрабатывается», — сказал премьер. Кроме того, по его мнению, политика государства в деле развития сельскохозяйственного рынка должна заключаться в реагировании на рынок и его защите: «Позиция государства такова: мы будем активным участником, покупателем и продавцом этой продукции (зерна. — Авт. )». Впрочем, отвечая на вопрос о том, кто, по его мнению, должен быть основным покупателем на рынке зерна, В.Янукович сказал: «Госрезерв». (Правда, пока не ясно, располагает ли этот орган необходимыми финансовыми ресурсами. Его руководство считает, что их нужно пополнить именно за счет средств, выделяемых на поддержку пострадавших от непогоды хозяйств. С Госрезервом во многом согласны и в Ассоциации фермеров Украины.
Ее исполнительный директор и член правления Украинского фонда поддержки крестьянских и фермерских хозяйств Николай Барабаш в разговоре с «Днем» предположил, что далеко не все эти деньги могут быть использованы, поскольку у крестьянских хозяйств плохие кредитные истории. И рассказал о недавнем судебном разбирательстве против одного из фермеров, не сумевшего вовремя рассчитаться с банком.
Наряду с неблагоприятной погодой одной из угроз для нормального существования зернового рынка, а следовательно, и для ценовой ситуации является то, что под флагом борьбы за сохранение низких хлебных цен регионы могут реанимировать административные методы управления. Американские конгрессмены Марси Каптур и Курт Уэлдон в связи с этим высказали свои опасения Л.Кучме. Попытка восстановления госконтроля над рынком зерна, по их мнению, может свести на нет реформы в АПК и отпугнуть потенциальных инвесторов из страны. Конгрессмены утверждают, что некоторые представители власти в Украине начали лоббировать политику интервенций на рынок зерна со стороны правительства с тем, чтобы контролировать цены после того, как холода уничтожили значительную часть урожая.
Президент Украинской зерновой ассоциации, объединяющей в своих рядах и крупных, и мелких зернотрейдеров, Николай Компанец также предсказал в беседе с «Днем» возможность усиления административного давления на зерновой рынок. Он отмечает, что продовольственную пшеницу в достаточном количестве будут иметь только 13 областей. А 12 иобластям ее надо завозить — так, кстати, по словам специалиста, было всегда. «Поэтому 2 — 2,5 миллиона тонн пшеницы, — считает Компанец, — желательно импортировать по ценам внутреннего рынка.» По его мнению, те области, которые надеются обойтись собственным зерном, сейчас наложат вето на вывоз продовольственной пшеницы, рассчитывая, впрочем, выгодно продавать семенное зерно, на которое сейчас большой спрос.