Несколько дней назад, когда Львов, как и всю Украину, охватило резкое похолодание и сильные снегопады, заметила на дереве возле своего дома кормушку — простенькую, сделанную из картонки. Сразу же вспомнила свои, уже далекие, школьные годы — уроки труда и походы в парк «Высокий замок», где мы, ученики 19-й школы, не только развешивали кормушки, сделанные собственноручно, но и на протяжении зимы из года в год подкармливали птиц. И до сих пор перед глазами будто живая стоит картинка — снег, почти прозрачное от мороза небо, кормушки, раскачивающиеся на ветре, и суматоха вокруг них синиц и красногрудых снегирей.
Расспрашиваю свою соседку — 11-летнюю Юлю, не она ли сделала кормушку. В ответ — пожимание плечами и удивленный взгляд: «Какая кормушка?!» По случаю интересуюсь, каких птиц знает Юля? «Соловьев, воробьев, ворон — на картинках видела». — «А на улице отличила бы?» И снова пожимает плечами, а после паузы категорический ответ: «Нет».
Те же вопросы задаю другой своей соседке — 12-летней умнице Александре, которая не только учится на «отлично», а еще в свободное от занятий время дополнительно занимается английским языком и посещает уроки рисования. Девочка сразу же называет мне уроки, на которых изучают природу: «Биология и география», но отмечает, что занятия — сугубо теоретические, никакой практики, то есть непосредственного общения с природой нет: «И раньше не было». Животных, рассказывает, видела только на картинках.
Правда, коров, коз и коней периодически наблюдает воочию (улица Стрыйская, где мы живем — окраина Львова, и жители прилегающих сел выпасают на наших больших газонах коров и коз, а работники ипподрома время от времени выгуливают коней. — Т.К.). Прошу Сашу перечислить животных, которых она знает: «Кошки, собаки, попугаи. Читала об иволге, а затем увидела ее на дереве. А еще видела ворону, сороку, грача, воробья, журавля, лебедя и синицу. Вот и все».
Опросила я и свое взрослое окружение, у кого есть дети школьного возраста. О живом общении с природой в рамках школьной программы родители почти ничего не знают. Больше говорят о семейных, с шашлыками, выездах на пикники и отдых в Египте, катание на верблюдах. Правда, один из моих знакомых вспомнил о частной «Школе Марии Чумарной», где ее дочь училась в начальных классах — там, говорит, действительно было живое общение с природой.
Наверное, будет лишним напоминать, что именно начальная школа — важнейший этап накопления знаний об окружающей среде, развития многогранных отношений младшего школьника и природного, а также социального окружения. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский, рассуждая над тем, с чего начинать знакомство школьников с окружающей средой, пришел к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности — это и чувство тревоги за голодного щенка, неполитое деревце, потому что «маленький человек должен любить все живое, ведь только доброта открывает ребенку и детскому коллективу радость взаимопонимания».
Качественное экологическое образование сегодня крайне важно и ввиду того, что украинец, если сравнивать с европейцами, живет меньше — в среднем около 66-ти лет (для примера, в Швеции — 80 лет, в Польше — 74). И в значительной степени это вызвано загрязнением воздуха, земли и воды, что является следствием тотальной многолетней безответственности и бесхозяйственности. Разве имеем право детям не говорить об этом?
Обращаюсь за комментарием о качестве экологического образования во Львове к начальнику городского управления образования Надежде Оксенчук, и она советует мне обратить внимание прежде всего на Школу Радости. Предлагает позвонить по телефону и в школу «Джерельце».
По словам учительницы 4-а класса школы «Джерельце» Богданы Костив, ее учебное заведение работает в рамках программы «Лицом к ребенку». Недавно ученики принимали участие в экологическом проекте «Сохраним нашу планету». Среди акций — «Мусор — угроза жизни» и «Ударим экосумкой по пластиковым пакетам». Очень популярной в школе является тема «Листочек — дерево», смысл которой в том, что у каждого ребенка есть дерево — хранитель. Во время изучения темы «Вода» дети проводят опыты с водой — фильтруют, наблюдают за испарением. «Мы учим детей по принципу «Я не царь природы — я ее маленькая частица», — говорит учительница.
Как рассказала «Дню» заместитель директора школы Радости Ольга Васылькив, их ученики принимают участие в акции «Мы за чистый и зеленый город Льва». В программе учебы — весенние и осенние экскурсии за пределами Львова и участие в экологическом проекте «Первые подснежники». «Много уроков проводим на улице, — рассказывает О. Васылькив. — Там есть столы и стулья. Дети наблюдают за природой, записывают свои наблюдения в тетради, а затем мы прорабатываем это в классе. У нас есть хорошая традиция прогулок — после 3-го или 4-го урока. Практикуем и утреннее, перед учебой, общение с природой — с 8.30 до 9.00. Общение с природой проходит на балкончиках, которые есть в каждом классе, либо на улице. Много внимания уделяем опытам — проращиванию семян, влияния света, влаги и тепла. Имеем пришкольные опытные участки, где дети выращивают цветы. Ежегодно с детьми и родителями делаем кормушки, кормим птиц. Также ежегодно принимаем участие в акции «Сохраним жизнь елке» — и сегодня везем елочку, сделанную родителями и детьми, в городской совет».
Есть во Львове и эколого-натуралистический центр. Было бы желание его посещать. Как рассказал «Дню» его директор Игорь Антахович, еженедельно учреждение посещают около 1100 детей в возрасте от 4-х до 18 лет. Вскоре планируют внести в устав изменения, чтобы иметь возможность обслуживать молодежь в возрасте до 21 года. «Очень многие наши дети выбрали профессию, связанную с природой, — объясняет И. Антахович. — Теперь приходят к нам в качестве волонтеров».
В центре — ни одного кружка, который не имел бы отношения к природе — зоологический, орнитологический, пчеловодов, зоолого-терариомистов, художников-анималистов, фотонатуралистов, краеведов, основ здорового образа жизни, энтомологов, вышивки и макраме, основ медсестринского дела, комнатного цветоводства, фитокосметики, кролиководов, любителей домашних животных, декоративных птиц и тому подобное. «Козырем» центра является зоовыставка, где собрано свыше 100 видов животных: «Дети могут их погладить, покормить, сфотографироваться». Это делается ради того, отмечает Антахович, чтоб снять с детей стресс, потому что «все они в настоящий момент в стрессе».
Директор также отмечает, что центр имеет постоянные контакты с 12-ю общеобразовательными школами. Следовательно, если говорить о знании из естественных дисциплин, «украинские школьники значительно лучше подготовлены в сравнении с поляками, голландцами, немцами, греками, хорватами».
— У нас катастрофа не с детьми, а со взрослыми, которым от 25 до 45 лет, — считает И. Антахович. — Именно эти «перестроечные» люди в настоящий момент принимают управленческие решения, работают в экономике и политике, руководят бизнесом. Их, к сожалению, мы изменить уже не можем.
И в конце еще один тезис Сухомлинского: «Что лежит на поверхности, обычно не заметно». Это сказано о том, что корни добра — родом из детства, а закладывать их должна не только школа, но и родители.