Правительство Евгения Примакова намерено усилить государственное регулирование экономики и социальную защиту населения, используя опыт своей «таможенной» союзницы Беларуси. Об этом российский премьер заявил в Минске во время своего первого зарубежного визита в новой должности.
После почти трехчасовой беседы с Александром Лукашенко оба лидера выражали полное единодушие во взглядах на экономический курс в рамках таможенного союза, объединяющего оба государства, и созданного под прямым патронажем Примакова в апреле 1996 года.
«Правительство Примакова сможет стабилизировать ситуацию в России и решить все проблемы, стоящие перед российским народом», — сказал Лукашенко после встречи.
До этого президент самого союзного государства отвергал экономический курс России, проводящей, по его мнению, чрезмерно либеральную и прозападную политику и противопоставлял ей белорусскую модель регулирования как наиболее приемлемую в рамках союза.
«Политического кризиса как такового сейчас в стране (России) нет. Есть только социально-экономическая напряженность», — сказал Примаков.
В Беларуси, в отличие от соседки, нет и социально-экономической напряженности, так как оппозиционный парламент был распущен в 1996 году, а оппозиционные президенту партии и группы не имеют доступа к СМИ, контролируемым государством.
Государственное перераспределение доходов при давлении на бизнес позволяет своевременно выплачивать пенсии и пособия, в стране почти всеобщая занятость и уравнительная система заработной платы. При этом промышленность становится все более убыточной, падает валютная выручка.
Хотя повестка этой встречи была заявлена как чисто экономическая, она имела в первую очередь политический контекст. На встрече не обсуждались конкретные экономические проблемы, даже такая дежурная, как реструктуризация долга Беларуси за газ.
«Хорошие друзья всегда смогут договориться», — заметил по этому поводу «Дню» вице-премьер Беларуси Леонид Козик.
По словам пресс-секретаря Примакова Игоря Щеголева, визит премьер-министра в Минск был не столько практическим, сколько знаковым в условиях напряженной ситуации в самой России, до сих пор не сформировавшейся своей экономической программы.
«Премьер-министр этой рабочей поездкой показал приоритет во внешней политике, так как ранее он заявлял, что ограничит зарубежные визиты на время разработки экономической программы и стабилизации ситуации», — сказал «Дню» Щеголев.