Пока внимание Украины приковано к политике, войнам и борьбе с наводнением, мы почти незаметно теряем духовность. В Украине — сотни музеев и практически все они?— в критическом состоянии. Одни — из-за плохого финансирования, другие — из-за посягательства на территорию, на которой находятся помещения, являющиеся памятником архитектуры, но практически все — из-за плохой охраны. Несколько недель назад из одесского музея похитили полотно итальянского художника Караваджо, а на днях киевская власть и милиция спохватилась, что из-за «переселения» Музея истории Киева из Кловского дворца в Украинский дом (все экспонаты запаковали в ящики), из фондов исчезло 111 картин известных художников С. Ф. Шишко, Ф.З.Коновалюка, А. Н. Вербицкого, а также ценные иконы XIX—XX веков. По предыдущим оценкам экспертов, их общая стоимость — более 5 миллионов долларов. Нынче этим вопросом занимается МВД, а также киевская власть обратилась за помощью в прокуратуру Киева. Создается впечатление, что кому-то очень удобно именно тогда, когда внимание всех приковано если не к политике, то к наводнению, а еще учитывая никудышнюю охрану, втихаря осуществлять черный бизнес. Так ли это, и вообще — как должно охраняться национальное наследие?— рассказала «Дню» главный хранитель Национального художественного музея Украины Юлия ЛИТВИНЕЦ.
— Пани Юлия, вам известно в каком состоянии находится система охраны украинских музеев. Как вы оцениваете ее состояние?
— Из тех систем, которые нынче работают во всех учреждениях, как в Украине, так и в мире, самой лучшей была бы банковская система охраны?— и сигнализация, и процедура попадания в фондохранилища, — такая, какая есть в банках. Ее особенностью является ограниченный доступ через опечатывание помещений, различные коды доступа — целый ряд охранительных средств. Проблема заключается в том, что, к сожалению, наши музейные сооружения по техническому состоянию не соответствуют необходимым нормам чтобы внедрить в них эти системы. К тому же, в каждом конкретном случае следует отдельно решать эту проблему. Например, много музейных помещений являются памятниками архитектуры и, возможно, там нельзя поставить нужные двери. То есть следует четко выбирать помещение, которое можно приспособить как фондохранилище с соблюдением именно этих норм. Но сам принцип использования нескольких уровней охраны должен быть действенным — от физической охраны (милицейской) до опечатывания помещений и соблюдения правил сохранения тайны. Нынче в Украине действует система охраны, оставшаяся с советских времен. С каждым днем она все больше устаревает. Вообще систему охраны следует модернизировать приблизительно каждые 5—6 лет — музей должен реагировать на новейшие системы, разработки, а не быть отделенной частицей от индустриального процесса. Частные музеи внедряют красивые системы охраны, потому что они имеют деньги.
— Дорого ли стоит установить многоуровневую систему охраны?
— Есть несколько уровней. Охрана?— это отдельные деньги, видеонадзор — другая, сигнализация — третья статья расходов. Если верно подойти к системе охраны, то сама она и ее установление стоило бы около 200 тысяч гривен. Это — минимальная цифра. Но следует знать о каком объекте мы говорим. Если он малый — очевидно, что потребуется меньше средств.
— В Музее истории Киева исчезло 111 картин. Такое впечатление, что кому-то очень выгодно выгонять музей, который по ходу «будет терять» картины....
— С этим музеем — вообще нестандартная ситуация. Потому что его выставили из Кловского дворца, не предоставив другого помещения. Смотря на то, в какую ситуацию попали наши коллеги, я удивляюсь, как они еще сохраняют экспонаты. Делают все, что могут. В сжатые сроки им потребовалось все это запечатать, поскладывать в ящики и вывезти. Это адская работа... Но насколько я знаю сотрудников этого музея и вообще традицию хранительскую, то на этих должностях работают люди очень ответственные. Согласно той информации, которую я получила, исчезли картины, предоставленные на экспонирование в другие помещения. Поэтому нет смысла предъявлять претензии хранителю: то, что у него находилось, то он и сохранил. Очень часто, если картины отдают в правительственные помещения, мы не можем контролировать в каком они состоянии, и есть ли они на месте (в Секретариате Президента, администрациях — городской и областной и тому подобное). Согласно существующим правилам, картины туда выдаются на временное экспонирование. Каждый год обновляется договор, проходит процедура сверки наличия в присутствии по меньшей мере трех человек (музея и стороны, взявшей картины на экспонирование), и так продолжается срок (предоставляются документы в соответствующее министерство или управление культуры). Но основная беда в том, что у наших коллег забрали Кловский дворец — памятник архитектуры.
— Если так легко пропадают у нас шедевры, можно ли сказать, что действует специально организованный бизнес?
— Судя по тому, что пропадают картины Караваджо, то, по-видимому, такой бизнес есть. Скорее всего, это был определенный заказ. А то, что проникли легко в Одесский музей, говорит о системе охраны, которая не сработала... Дело в том, что когда даже идут строительные работы в музее или на его территории, следует каждый раз просчитывать все ситуации. Например, знать, какой доступ есть в помещения у строителей, что они видят, а что — нет. Очевидно, что должна быть система охраны, но должно быть и понимание того, что это является государственным достоянием — таким же, как и деньги, хранящиеся в банках. Все понимают, что банк должен так хранить, а музей?— нет. У нас существует непонятная ситуация: хранение становится проблемой музея. В частности, директора и хранителя. Этого не должно быть. Должно быть совсем другое отношение к нашему наследию и соответственно к его хранению. Культурное достояние, которое у нас есть, касается не только Украины или развития украинской нации. Мы?— часть Европы и мира, и достаточно значительная. За границей количество музеев увеличивается. Возьмите любую развитую страну — Нидерланды, Германию, Францию. А у нас — уменьшается. Значит, мы теряем ежедневно — теряем культуру, свое прошлое, а значит — и будущее. Следует менять отношение общества к этому.
— Кто должен заниматься усилением охраны музеев непосредственно?
— Все государственные музеи Украины финансируются из государственного бюджета. Конечно, мы можем привлекать и спонсорские средства, но это, к сожалению, пока что для Украины редкое явление. Мы все время были законсервированы — сами в себе. Мы должны общаться друг с другом по всем проблемам. Министерство не может решить все наши проблемы, нам требуется самим шевелиться. Это должна быть общая конструктивная беседа.
— Встречались ли вам случаи, когда музею средства на развитие давали спонсоры?
— Мы касаемся проблематики благотворительности. Если бы наши меценаты имели налоговую льготу за то, что они помогают музеям, театрам и другим культурно-творческим заведениям, то у них был бы стимул. У нас меценат может дать сумму, не превышающую 4% от валового дохода за прошедший отчетный период. Это?— копейки. Этот вопрос должен быть решен на уровне государства и тогда у бизнесменов появится толчок к действию. Еще одна проблема: мы как государственное учреждение от получаемых прибылей (лекции, экскурсии) 20% платим как налог. Если бы музеи освободили от этих налогов, хотя бы на несколько лет, это дало бы хорошие результаты.