Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Пристальность взгляда

18 декабря, 2007 - 19:52

Печально, но факт: войны, революции и другие глобальные беды почему-то очень способствуют развитию искусства практически во всех жанрах. Причем чем более кровавое противостояние, тем большее вдохновение у художников, поэтов и режиссеров. Исключений еще не бывало: Первая мировая дала европейскому авангарду статус новейшей классики; Вторая привела к настоящему взрыву разнообразных форм и жанров; Вьетнам спровоцировал расцвет контркультуры, рок-музыки и актуального искусства. Иногда даже кажется, что тишина для художника смерти подобна.

Более-менее «вегетарианские» времена, воцарившиеся после падения коммунизма и даже давшие повод говорить о «конце истории», кажется, превратили кинематограф в модную игрушку, своего рода смесь Диснейленда и экспериментальной лаборатории. Но последние годы все-таки принесли современному искусству желаемое беспокойство. Войны в Афганистане и особенно — в Ираке, параноидальная борьба с терроризмом обеспечивают самыми причудливыми сюжетами не только телевизионщиков, но и сценаристов. И уже появляется то, что можно назвать «иракским кино». Как всегда в таких случаях, являет себя миру исконное противостояние между искренностью авторского высказывания и спекуляцией.

Практически одновременно на экран вышли два американских фильма, очень ярко отображающих этот конфликт. Оба сняты известными режиссерами, оба посвящены иракской войне, в обоих — однозначно антивоенная направленность. Но все же главным фактором остается не злободневная фабула и четко акцентированные убеждения автора, а собственно уровень мастерства.

В картине под названием «Отредактировано» режиссер Брайан Де Палма реконструирует одно из самых ужасных событий иракской кампании: изнасилование и убийство 14-летней иракской девушки американскими солдатами. Поставив задачу снять фильм-приговор, Де Палма полностью стилизует его под документальную съемку. Мол, картина смонтирована из кадров прямых телерепортажей, из видео, размещенного в интернете, а также — преимущественно — из съемок, которые вели сами солдаты на портативные камеры. То есть всеми возможными средствами режиссер стремится убедить публику в полной реальности происходящего. И претерпевает неудачу. Потому что актерские работы посредственны, а иногда и слабы. Потому что стилизация под документ быстро становится самоцелью. Потому что, в конце концов, сама режиссура здесь является сплошным компромиссом — в самые ужасающие моменты Де Палма пускает в ход монтажные ножницы, просто не показывает того, что должно было произвести наиболее страшное впечатление, редактирует сам себя, боясь то ли продюсера, то ли малодушного зрителя. Потому и все его усилия цели не достигают.

Во втором фильме — «В долине Эла» — никаких стилизаций. Нормальное постановочное кино. Но правды о войне в нем намного больше.

Режиссер Пола Хаггис показывает то, что нечасто оказывается в кадре, — реальность после войны. У главного героя, старого полицейского Хенка, которого играет Томми Ли Джонс, исчезает его сын вскоре после возвращения из Ирака. В результате собственного расследования Хенк выясняет то, что выходит далеко за рамки самых безумных предположений: сына убили его друзья однополчане, злоупотребившие наркотиками, и не просто убили, а еще и... съели. То, что кажется жуткой галлюцинацией, в этой картине имеет силу свершившегося факта: почему-то веришь, что на войне или из-за нее возможна и худшая степень озверения. Хотя, казалось бы, никакого отношения к реальным событиям, всей той реальности, старательно зафиксированной масс-медиа, здесь нет.

Нет, красота не спасает мир. Еще большие беды, нежели те, что имеем сейчас, предотвращает пристальность взгляда талантливых художников на то, что человечество уже успело натворить.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ