Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Притча о надоедливой душевности

6 ноября, 2007 - 18:42

В западном кино крайне редко можно увидеть сцены, снятые в Украине. Количество упоминаний о стране увеличилось ощутимо, персонажи-украинцы тоже появляются — низкий поклон оранжевой революции — а вот, собственно, объективы европейских или американских фильммейкеров обращаются в нашу сторону неохотно.

Однако недавно все же появилась картина, снятая частично в Украине. Причем в таких заметных местах, как Дворец «Украина» и Музей-заповедник с. Пирогово. Но важнее всего здесь имя режиссера — нидерландского мастера Йоса Стеллинга.

Стеллинг — это целая эпоха в европейском кино. Такие его ленты, как «Элкерлик» (1975), «Иллюзионист» (1984), «Стрелочник» (1986), «Летучий голландец» (1995), кроме впечатляющей красоты каждого кадра, запоминаются еще и глубиной рефлексий, мощным философским подтекстом. Причем это интеллектуальное напряжение создается именно экранными образами, а не словами — герои в этих фильмах почти не разговаривают, все понятно благодаря прекрасной игре и Стеллинговским образам.

В последние годы режиссер отошел от такой медитативной многозначительности и стал снимать что-то наподобие трагикомедий. Последний фильм как раз и является такой иронично- грустной комедией; уже само название говорит за себя — «Душка» («Dushka»). Это не только название, а еще и имя-прозвище русскоязычного и нескладного мужичка (которого играет, кстати, бывший киевлянин Сергей Маковецкий) в шапке-ушанке. Этот субъект в один веселый день вламывается к голландскому сценаристу Бобу (Жин Бервутц) и остается у него жить.

Предыдущие трудности наподобие неразделенной влюбленности в красавицу-работницу кинотеатра или недописанного сценария после появления Душки начинают казаться Бобу детским лепетом. Потому что герой Маковецкого обладает уникальным талантом разрушать весь быт до последней чашки включительно и соваться туда, куда его совсем не приглашали. Одним словом, настоящая широкая славянская душа, которая доводит более простую голландскую душу до античеловеческого бешенства.

К счастью, обходится без кровопролития. Потому что сценарист (являющийся, по собственному признанию Стеллинга, его альтер эго) постепенно начинает понимать, что Душка — не просто его непутевый ангел-хранитель, а, по сути, — олицетворение лучшей части его собственной души — наивной, искренней и безгранично доброй в своих лучших проявлениях, что становится особенно понятным в слишком, к сожалению, сентиментальном финале, снятом на грунтовой дороге среди густых довженковских деревьев.

Конечно, «Душка» не самый лучший фильм Стеллинга. Чувствуется, что украинские и российские реалии так и остались для режиссера экзотикой. Но и о полной неудаче говорить не стоит. Потому что хоть и сентиментально, хоть и мелодраматично — но ведь и душевно по- настоящему.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ