Вчерашнее парламентское обсуждение «еэповской» проблемы показало, что Украине грозит очередное внутриполитическое обострение и, возможно, парламентский кризис. Такая перспектива реальна, если на саммите СНГ в Ялте будет подписан парафированный в Астане первым вице-премьером Николаем Азаровым проект соглашения о ЕЭП. Говорить тогда о конституционной реформе, нормальном бюджетном процессе и доведении до ума налоговой системы будет проблематично.
«Рамочное соглашение о создании Единого экономического пространства не угрожает вступлению Украины во Всемирную торговую организацию и будущему членству страны в Евросоюзе», — заявил первый вице-премьер-министр Украины Николай Азаров, открывая вчера в парламенте дискуссию о подготовке, возможных геополитических и социально-экономических последствиях для Украины подписания договора между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном о создании ЕЭП. «Рамочное соглашение, каким является договор о создании ЕЭП, не содержит ни одной цифры, и никакой угрозы для вступления в ВТО, для будущего членства в ЕС не несет», — сказал он. Первый вице-премьер подчеркнул, что правительство при работе над соответствующими документами исходило из положений заявления Верховной Рады о формировании ЕЭП, принятого ранее. По его словам, Украина будет настаивать на введении единых тарифов на энергоносители в рамках ЕЭП. Настаивать можно, конечно, можно... Говоря о выгодах для Украины от подписания соглашения, Николай Азаров высказал убеждение, что оно однозначно будет способствовать экономическому подъему в стране, а именно — оживлению тех отраслей промышленности, которые после распада СССР перешли в стагнацию. Это поможет повысить жизненный уровень населения, создать дополнительные рабочие места, усилит положение Украины в отношениях с другими соседями, в том числе со странами Европейского Союза. Сильнее, пожалуй, некуда... В случае, если подписанное соглашение окажется для Украины невыгодным, наша страна будет иметь право выхода из организации, отметил Николай Азаров, пытаясь убедить депутатов Верховной Рады в правильности своей позиции. Реакция зала показывала, что отношение народных избранников к рассматриваемому вопросу, как минимум, неоднозначное. Главного «адвоката» ЕЭП в правительстве правая часть парламента встретила криками «Ганьба!» и «Геть!», которые не прекращались на протяжении всего выступления. В какой-то момент Николай Янович, не выдержав и, видимо, с целью утихомирить оппонентов, громко стукнул кулаком по трибуне. Не помогло, — противники интеграции со странами бывшего Союза расходились еще больше, и слегка утихомирились только после замечания спикера Владимира Литвина. В то же время из левого лагеря, а также частично из центра первого вице-премьера поддерживали аплодисментами.
Мнения выступающих тоже разделились, причем не только депутатов, но и представителей правительства, — разногласия в Кабмине были продемонстрированы во весь рост. Главным оппонентом Азарова по вопросу о вступлении Украины в ЕЭП фактически выступил его подчиненный, министр экономики и по вопросам европейской интеграции Валерий Хорошковский. Он высказал опасение, что подписание соглашения по ЕЭП в предлагаемом виде может иметь определенные отрицательные последствия для Украины, прежде всего, с точки зрения ее интеграции в ЕС и ВТО. Хорошковский не согласился с мнением первого вице-премьера о выгодности единых цен на энергоносители в рамках ЕЭП, которые последний приводил как один из главных аргументов в пользу соглашения. «Выгодно ли Украине иметь дешевые энергоносители? На первый взгляд — да, но это — преступление перед будущими поколениями», — подчеркнул В.Хорошковский. По его словам, именно вопрос дешевых энергоносителей является сдерживающим фактором для вступления России в ВТО, которая исходит из равных конкурентных условий. В.Хорошковский обратил внимание депутатов на различие позиции Украины и Российской Федерации в вопросе реализации соглашения по ЕЭП. «Если мы послушаем российских политиков, в том числе и высшего уровня, то станет ясно: они считают минимальным уровнем интеграции таможенный тариф, мы считаем максимальным уровнем интеграции зону свободной торговли», — отметил министр. По его мнению, экономическая интеграция Украины должна проходить, исходя из четырех принципов: соответствовать правилам международной торговли, определенным ВТО, не составлять угрозы национальному суверенитету, не нарушать действующее законодательство, а также не противоречить провозглашенному Президентом Украины курсу на европейскую интеграцию. «Это — главные условия, из которых исходят Министерство экономики и правительство», — заявил министр.
Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, выступая перед парламентариями, был более дипломатичен. Он заявил, что подписывать данное соглашение следует с определенными оговорками. Их суть должна заключаться в том, чтобы гарантировать соблюдение норм Конституции Украины. Выступая с трибуны парламента, К.Грищенко точно подметил, что при реализации проекта создания ЕЭП важно «удержать баланс интересов Украины на той линии, которая отделяет восстановление разрушенных экономических связей от восстановления разрушенного союзного государства». По его словам, с политической точки зрения, этот документ вызывает как в украинском обществе, так и у западных партнеров определенные вопросы. «Я убежден, что, реализуя это соглашение, мы должны сохранять курс на европейскую интеграцию. Зона свободной торговли — это та экономическая черта, которая нас устраивает», — подчеркнул он. Глава МИД высказал мнение, что ситуация вокруг ЕЭП «объяснила, что европейская идея стала реальностью украинской политической жизни и носит осознанный характер для миллионов украинцев». «Я убежден, что это новое европейское сознание является залогом того, что ЕЭП не превратится в шлагбаум для европейской Украины», — сказал он.
В целом одобрив концепцию договора, определенные оговорки предложил сделать и представитель Минюста — первый заместитель министра юстиции по связям с Верховной Радой Василий Супрун. «Отдельные положения будущего соглашения и концепции нуждаются в уточнении с целью приведения положений документа в соответствие с требованиями Конституции и законов. Прежде всего, если говорить о некоторых проблемных вопросах, это касается статуса единого регулирующего органа», — подчеркнул он. По мнению Минюста, второй проблемный вопрос касается возможного запрета оговорок, которые будут содержаться в будущих соглашениях. «Это положение также нуждается в уточнении, исходя из того, что Венская конвенция международных договоров исключает возможность оговорок в отношении договоров», — сказал он. Вместе с тем В.Супрун отметил, что соглашение по ЕЭП может быть подписано без оговорок, однако для ратификации его в парламенте будет необходим вывод Конституционного Суда Украины. Выступления представителей профильных парламентских комитетов — по вопросам международных отношений и Европейской интеграции Станислава Сташевского и Бориса Тарасюка были в основном критического характера. Борис Тарасюк заявил о том, что данный договор противоречит сразу четырем статьям Конституции Украины — 8-й, 19-й, 75-й и 106-й, двум положениям соглашения между Украиной и Европейским Союзом, а также ряду указов Президента Украины о европейской интеграции как основном векторе внешней политики. Соглашение о ЕЭП предполагает адаптацию законодательства четырех стран, но законодательство России и ЕС — это две разные системы, одновременная адаптация которых невозможна, заметил Борис Тарасюк.
По его мнению, предлагаемое соглашение имеет также все признаки единого рынка и таможенного союза, что создает серьезные проблемы для дальнейшего продвижения к ЕС. Еще один аргумент «против», озвученный Борисом Тарасюком, — Россия в координирующем органе на предлагаемых условиях будет иметь 70—80% голосов, и фактически все будет решать сама. Комитет по евроинтеграции обратился к Президенту с рекомендацией не подписывать соглашение, — сообщил Борис Тарасюк. С похожими аргументами выступил и Станислав Сташевский, который также заявил, что если подобное соглашение будет подписано, его следует утверждать на всенародном референдуме, как это делается при приеме новых членов в ЕС. Украине при этом придется отказаться от всех достигнутых соглашений с ВТО, что будет означать не только пропажу огромного куска проделанной работы, но и потерю имиджа страны как предсказуемого партнера.
Выступления представителей парламентских фракций были достаточно разнонаправленными, однако практически все, за исключением разве что фракции Партии промышленников и предпринимателей и «Трудовой Украины», фракции КПУ и (это не шутка) группы «Европейский выбор» требовали определенных коррекций и оговорок. Наиболее категорически «против» выступили лидеры «Нашей Украины» и БЮТ Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Первый, выйдя на трибуну, дважды похвалил позицию министра экономики Валерия Хорошковского, призвав к «региональной интеграции по мировым правилам». Вторая призвала коллег учиться патриотизму у депутатов российской Госдумы и обвинила вице-премьера Николая Азарова в несоответствии занимаемой должности. Из представителей большинства наиболее критично высказался лидер фракции НДП Валерий Пустовойтенко. По его словам, в случае подписания документов по созданию Единого экономического пространства «четверки» СНГ в том виде, в каком они существуют сегодня, Украина может потерять свой государственный суверенитет. На общем фоне наиболее компромиссным выглядело выступление главы фракции СДПУ(О) Леонида Кравчука. «Когда в 1991 году было создано СНГ, Верховная Рада приняла ряд оговорок относительно участия Украины в этой организации, которыми я как Президент и руководствовался. Аналогичные оговорки есть право сделать и у нас», — сказал он. «Хорошо или плохо, что мы сейчас так остро обсуждаем эту проблему?» — задался вопросом Леонид Макарович. «Хорошо», — сам же ответил он. «Потому что мы боимся за нашу независимость. Однако страх не должен сковывать разум», — сказал первый Президент. Далее он высказал мнение, что «нам не нужно бояться ЕЭП, а нужно научиться использовать механизм ЕЭП в свою пользу». Леонид Кравчук открыто заявил, что договор по ЕЭП означает утрату Украиной части ее суверенитета. Однако, считает он, это не является поводом, чтобы сразу же его отметать. По мнению Леонида Кравчука, в данной ситуации нам необходимо четко определить черту, за которую мы не собираемся отступать, найти тот компромисс, который бы позволил максимально использовать ЕЭП в национальных интересах Украины. Леонид Кравчук также напомнил коллегам, что подписание рассматриваемого договора — это право Президента Украины, правом же Верховной Рады является его ратификация или нератификация. По результатам проведенных дискуссий Верховная Рада отказалась принимать решение сразу же. По словам спикера Владимира Литвина, оно будет принято в обычный день голосования, то есть в четверг, и будет носить рекомендательный характер для главы украинского государства относительно того, подписывать или не подписывать соглашение.