«Страна нищих!» — воскликнули на днях мои знакомые, ступив на украинскую землю после десятилетнего проживания в Израиле, и расплакались. Они по-прежнему любят свой родной город и тяжело переживают из-за того, что он переполнен нищими, которые попадаются им на каждом углу и производят крайне удручающее впечатление. Гостям было очень трудно поверить в то, что у многих попрошаек просто специфическая форма бизнеса и что далеко не все те, кто роется в мусорных баках и собирает по городу бутылки, действительно неимущие люди. Лично я в этом убеждалась не один раз. Сначала — когда под моим балконом поселился человек, зарабатывающий на жизнь сбором бутылок и ночующий на расстеленной на земле картонке вместе с дворовыми кошками. Потом выяснилось, что он владелец трехкомнатной квартиры, которую сдает людям за деньги. Другой же персонаж, мелькающий в нашем дворе, выбрал имидж интеллигентного человека. Он уже лет пять ходит с дипломатом и довольно прилично одет, хотя его маршрут неизменно пролегает мимо всех окрестных мусорных контейнеров, из которых он выуживает выброшенные бутылки. Следующая точка — ближайший подземный переход, где всегда кто-то жалостливо поет что-то из «Генералов песчаных карьеров», намекая на злую судьбу и навязывая чувство вины за видимое благополучие спешащим мимо прохожим. Там же дорогу преграждает необыкновенно талантливая бабушка, театральным голосом просящая пять копеек на хлеб...
Как утверждают специалисты, исследования жизни беспризорных детей свидетельствуют о том, что все они также просят милостыню, работая на взрослых. Но как же в такой ситуации протянуть руку помощи именно тем, кто действительно оказался в сложной жизненной ситуации и кому без нашей помощи просто не «выкарабкаться» из беды? «День» обратился с этим вопросом к начальнику Главного управления социальной защиты города Киева Сергею Бычкову. Сергей Иванович сообщил о том, что для таких людей у нас созданы совместно со специалистами из Голландии особые реабилитационные центры. Для мужчин такой центр находится в Ясногородке и работает с 1994 года, для женщин же открылся этим летом в Пуще-Водице, и в нем уже есть первые клиенты — целых шесть человек. Волонтеры социальной службы постоянно предлагают людям, взывающим к состраданию прохожих в общественных местах, пройти реабилитацию в центре, но редко кто на это соглашается. Многие чистосердечно признаются, что зарабатывают больше прожиточного минимума своей нынешней «профессией». Те же, кто согласился пожить год в Центре, воспользоваться услугами психолога, получить специальность и рабочее место, в большинстве своем все равно оказываются неспособными изменить свой образ жизни, свою личность. И таких девять из десяти. Интересно, что в развитых странах процент подобных людей даже больший, чем в Украине, а значит, это не зависит от уровня жизни в стране.
Сергей Бычков считает, что для того, чтобы успешнее решать проблему бомжей в Украине, нужно усовершенствовать наше законодательство и для начала определить в нем статус таких людей, а потом прописать, на какие услуги и льготы они могут рассчитывать. Мы строим правовое демократическое государство, и те времена, когда за то, что человек не работал более двух месяцев, его могли привлечь по закону за тунеядство, канули в Лету. Однако и потворствовать тем, кто выбрал тунеядство своим стилем жизни, просто нелепо. Согласно решению городского совета Киева, принятому на прошлой неделе, районные управления социальной защиты поставят на учет всех лиц, которые занимаются попрошайничеством, чтобы оказать им социальную помощь. Государственной администрации столицы поручено разработать меры по предупреждению попрошайничества в общественных местах, над чем предстоит еще серьезно поработать. Известно, что осенью в столице должны открыться центры, предоставляющие ночлег тем, кто сегодня еще ночует на улицах нашего города.