«Мощь Германии — не в немецких пушках, не в немецких железных дорогах, а в немецком народном учителе».
С этой аксиомой, сформулированной классиком политики Отто фон Бисмарком в 1878 году, его современные украинские коллеги, судя по приоритетам их деятельности, не знакомы. Сегодня День учителя. «День» предлагает своим читателям и экспертам помнить и поддерживать людей этой профессии не только по праздникам: присылайте свои воспоминания о первых или любимых учителях в редакцию. Наиболее яркие истории мы опубликуем. Какой же учитель сегодня сможет подготовить ребенка к его будущей успешной жизни? Как научить быть учителем? С такими вопросами «День» обратился к ректору Национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова, доктору философских наук Виктору АНДРУЩЕНКО.
— Что, по вашему мнению, нужно менять сегодня в профессиональной подготовке будущих педагогов?
— Начинать нужно с изменения понимания функции учителя в современном мире. Ведь каждые два года имеющиеся у нас знания увеличиваются в три раза, поэтому выучить молодого человека на учителя в стенах педуниверситета один раз и на всю жизнь — задача бесперспективная. Учитель не может остановиться в своем активном познании мира, он просто не имеет никакого морального права выполнять роль носителя устаревших знаний. Ведь тогда его ученики войдут в мир с искривленным мировосприятием, ложными убеждениями, иллюзорными мечтами. В прошлом мы готовили учителя как носителя научных знаний, который видел свою задачу в подготовке своих учеников для выполнения определенных социально-производственных функций в обществе. Сейчас же школе нужен учитель, способный организовывать обучение детей, формировать познавательные запросы и духовные потребности учащихся, способный научить своих учеников удовлетворять эти запросы самостоятельно. Поэтому студентов педагогических вузов нужно ориентировать на целостное развитие в первую очередь своей собственной личности, на быструю адаптацию в меняющемся мире. А для этого, по моему глубокому убеждению, современное педагогическое образование должно быть максимально приближено к высокой науке и социальной практике. Новый учитель должен в полной мере овладеть навыками научного работника и исследователя. Будущего учителя нужно учить ориентироваться в тех социальных изменениях, которые происходят внутри страны и в мире, учить его доступно объяснять эти изменения ученикам и их родителям.
— Какие же особенные «производственные» технологии требуются для такой подготовки?
— Учебный процесс — это особенное производство. Его конечным продуктом должен стать Человек как личность, подготовленная к жизни в соответствии с исторически сформированным общественным идеалом. Такая подготовка требует высоких технологий, суть которых в информационном обеспечении. Прошли времена, когда учителя можно было подготовить только с помощью доски и мела. Сегодня не обойтись без компьютерных технологий, выхода в Интернет. Наш университет подключился к европейской сети «Geant»: студенты получили возможность работать в ведущих библиотеках мира. Второй составляющей высоких технологий являются языковые стандарты образования. Блестящее знание государственного языка должно быть дополнено владением нескольких иностранных языков. Только так можно преодолеть «немоту» наших выпускников, нивелировать ощущение неполноценности и дать возможность общаться с миром на равных. Третьей же составляющей нынешних высоких технологий является расширение культурного, духовного и морального поля учебно-воспитательного процесса. Будущий учитель должен быть привлекательной личностью. Он должен уметь и петь, и декламировать, и играть на музыкальных инструментах, быть хорошим организатором ученического досуга, интересным собеседником...
На Драгомановских чтениях, которые проходили в нашем вузе на этой неделе, представители пятнадцати стран мира сравнивали приоритеты нашей национальной системы образования с современным педагогическим опытом и пришли к выводу, что эти приоритеты совпадают.
— Сегодня много говорят о снижении уровня подготовки студентов и школьников по предметам научно-естественного блока. Как ваш университет реагирует на эту проблему?
— Ослабление внимания к этим наукам стало заметно и невооруженным глазом. И не только в Украине, но и во всем мире. Я недавно пересматривал материалы съезда Российского союза ректоров университетов и обратил внимание, что многие авторитетные ученые эту проблему интерпретируют как такую, которая создает угрозу национальным интересам России. Тревогу забили специалисты Соединенных Штатов: Национальная комиссия по образованию сделала вывод, что США уже в ближайшие 20 — 25 лет могут стать беспомощными перед требованиями времени из-за ослабления математической и естественной подготовки школьников и специалистов. Для этого была создана специальная программа, профинансированная на первый год в размере 5 миллиардов долларов. У нас таких возможностей нет, и поэтому миссию по подъему математического и естественного образования нужно брать на себя педуниверситетам. Это организация всевозможных соревнований по этим предметам, разработка образовательных игр и методического обеспечения.