Пока депутаты знакомятся с программой правительства и анализируют ее, члены Кабинета Виктора Ющенко знакомят народных избранников с ситуацией на вверенных им участках деятельности. На прошедшем вчера в парламенте Дне правительства министр внутренних дел Юрий Кравченко заявил о резком сокращении в Украине числа криминальных формирований и установлении «стойкой тенденции» сокращения уровня преступности. По его словам, в 1999 году общее количество преступлений сократилось на 17,3 тыс., при этом общая раскрываемость преступлений составила 73,4%. (На фото — достижения МВД по этому поводу и продемонстрировал наглядно Ю. Кравченко). Глава МВД отметил, что в результате усилий милиции на протяжении прошлого года удалось сократить количество наиболее известных, стойких, социально опасных криминальных формирований с 220 (? — Ред.) до 31, сообщает Интерфакс-Украина. А зампред СБУ Юрий Землянский сообщил вчера в парламенте, что Служба направила в Генпрокуратуру материалы о нарушении семью депутатами Закона «О борьбе с коррупцией».
Программа действий Кабинета Министров Украины пошла по парламентскому «чистилищу», начав эту совершенно не PR-скую для правительства процедуру с комитетов ВР. На заседании согласительного совета руководителей фракций и комитетов премьер-министр Виктор Ющенко обратился к парламенту с просьбой пройти этот этап до конца текущей недели. Оправившись от первой волны депутатских предложений, правительство могло бы представить вторую версию «Реформ для благополучия» уже на следующей неделе.
Между тем можно предположить, что прохождение программы через парламент будет достаточно непростым процессом. Так, ряд народных депутатов уже выступили с критикой как самой программы, так и условий ее подготовки. В частности, председатель парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Александр Гудыма отметил, что получил программу деятельности правительства «неофициальным путем». По его словам, анализ части программы, касающейся ТЭК, «дает основания считать, что такой проект не может быть принят Верховной Радой».
Напомним, что после утверждения программы ВР в течение года не сможет поставить вопрос об отставке правительства. Однако положение правительства перед началом обсуждения программы в парламенте достаточно сложное. Вопрос о том, на какие реальные рычаги может опираться правительство для «проведения» своих решений через парламент, остается открытым. Поскольку в Верховной Раде нет ни одной фракции, которая бы полностью, без оговорок поддерживала действия Кабмина, правительство подчеркивает, что его программа создавалась на основе послания Президента к ВР, — это дает ей дополнительный плюс для успешного прохождения через парламент. Но отнюдь не гарантию того, что это прохождение будет беспроблемным. Более того, в своем последнем выступлении Президент заметил, что «правительство должно перейти от декларативных заявлений о том, что должна делать Верховная Рада, к соответствующим шагам» (Интерфакс-Украина). По его словам, существующий настрой парламентского большинства на конструктивное сотрудничество требует встречных шагов со стороны правительства.
Безусловно, отсутствие публичности при подготовке правительственной программы и несогласование основных ее положений с парламентом, пожалуй, являются основными опасностями для правительственной программы. На согласительном совете В. Ющенко сообщил, что правительство создало рабочие группы, которые «будут сопровождать» программу в ходе ее обсуждения в парламентских комитетах. Премьер особо подчеркнул, что для правительства «чрезвычайно важно» сотрудничество с Верховной Радой. Безусловно, заявление необходимое и важное. Вот только не опоздало ли правительство с этим намерением? Впрочем, сам премьер утверждает, что надеется на полную поддержку программы в парламенте. Отвечая на вопрос, какие политические силы в Верховной Раде будут препятствовать принятию программы правительства, он ответил: «Я таких сил не вижу. Все будут поддерживать». Здесь стоит заметить, что хотя Президент заявил о невозможности отставки правительства в данный момент, Кабмину с каждым разом все труднее рассчитывать на «понимание момента». При голосовании за кандидатуру Ющенко еще неизвестно кого «спасал» парламент — кандидата или себя, соглашаясь на компромиссную фигуру. То же можно сказать и о мотивах действия большинства при утверждении бюджета-2000. Очевидно, что и на этот раз главную роль сыграет не обаяние премьерского имиджа, а степень осознания депутатами последствий отставки Кабинета в балансирующей на грани дефолта стране.
Однако, по предположению народного депутата Алексея Кучеренко, «процесс прохождения программы через ВР не будет формальным — депутаты намерены весьма придирчиво и подробно ее обсуждать».
— Вызывает тревогу то, что представлению правительственной программы в парламенте предшествовал ряд резких высказываний по ее поводу, а вернее, по поводу тех окольных путей, которыми она попала в ВР, — отметил Алексей КУЧЕРЕНКО . — Но программу нельзя «заваливать» только потому, что она была таким путем представлена депутатам. Вместе с тем не хотелось бы, чтобы парламент просто формально «пропустил» программу. Обсуждение программы — как раз тот повод, чтобы между парламентом и правительством состоялся принципиальный диалог.
По мнению политолога Николая ТОМЕНКО , можно выделить несколько проблем, которые могут обостриться при прохождении программы правительства через парламент.
— Прежде всего, при формировании правительства не были соблюдены интересы влиятельных сил в парламентском большинстве. Вторая проблема — противоречия, проявившиеся при принятии бюджета. И, третий момент, принципиальный — премьер сначала представил программу дипломатам, в то время как сами депутаты ее не видели и не читали.
В то же время нет объективных причин для невозможности нормально сотрудничать правительству с парламентом. Проблема в том, что сама структура правительства не дает возможности обеспечить прозрачный и понятный механизм сотрудничества парламента и правительства. К примеру, некоторые подкомитеты парламента автономно работают с правительством, а некоторые вице-премьеры и министры самостоятельно работают с парламентом через свои депутатские группы и фракции. И таким образом нет четкой стратегии сотрудничества.
Реально работа с депутатским корпусом еще не начиналась. Для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, премьеру следовало бы лично встретиться со всеми депутатскими группами и фракциями, постараться убедить их поддержать программу, убрать из нее вопросы, которые на сегодняшний день являются спорными. Без личного вмешательства премьера прохождение программы через парламент на сегодняшний день представляется весьма проблематичным.
КСТАТИ
Верховная Рада Украины как высший законодательный орган никогда не будет «вспомогательным органом» при Кабинете Министров, отметил в ходе пресс-конференции в понедельник первый вице-спикер Виктор МЕДВЕДЧУК, подчеркнув, что это его позиция как народного депутата и лидера СДПУ(о).
«Никогда парламент не будет штамповать законы по заказу правительства», — подчеркнул он, отметив, что «чем быстрее мы дадим это понять отдельным членам Кабинета Министров и правительства в целом, тем быстрее наступят времена, когда конструктивное сотрудничество будет одинаковым с обеих сторон», сообщает УНИАН.
В то же время он высказал мнение, что Президент, предлагая парламенту на утверждение кандидатуру В.Ющенко, рассчитывал на то, что премьер будет работать на этом посту до 2004 года.