Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прогрессирующая балканойя

15 мая, 1999 - 00:00


В ближайшие месяцы события вокруг Югославии окажут ключевое воздействие на внутреннюю российскую политику. И если левым удастся втравить страну в войну на Балканах, они непременно выступят за поражение в ней «антинародного режима».

СОЮЗ НА ЧАС

Сохраняется ли надежда выпутаться из силка, в котором Россия оказалась не без собственного активного участия? Вроде бы недавнее возвращение к работе в составе контактной группы политической «восьмЮрки», заявления спецпредставителя Бориса Ельцина по Балканам Виктора Черномырдина и комментарии самого президента по этому поводу дают некоторые основания к робкому упованию на лучшее. Но общее впечатление такое, что многие российские политики вдруг решили, что у них нет более насущного занятия, кроме как дружно помогать Слободану Милошевичу урегулировать его проблемы.

Под шум натовских бомбардировок президент СРЮ консолидировал сербское общество и политические силы вокруг собственного режима, выдавил из Косово большую часть албанского населения.

А вот Россия и вовсе сыграла никак не соответствующую реальному балансу сил сомнительную роль мальчика на побегушках у не в меру разгулявшегося посетителя питейного заведения. Вот бы вместо этого подумать о достоинстве страны. До чести ли тут России, когда есть более важные цели. Конечно, президент вынужден считаться с идущей процедурой импичмента, которая вкупе с операцией НАТО его явно взбодрила. Но с перехватом инициативы у коммунистов зашли слишком далеко.

Покрывать любые безобразия Белграда — явно себе в ущерб. Как иначе можно расценить риторику о православном братстве? У нас светское государство; ни в Конституции, ни в законах Российской Федерации не сказано, что православие является государственной религией. Если уж гневно осуждаются бомбардировки православных сербов, то на каком основании оскорбляются чувства 25-миллионного мусульманского сообщества России, когда фактически оказывается поддержка геноцида их мирных единоверцев в Косово? Или исповедующие ислам — не такие же граждане страны, как христиане? Ориентация на Милошевича закладывает опаснейшую мину под будущее Федерации.

И ладно бы ещЮ, если можно было бы рассчитывать на лояльность Белграда при благополучном для него завершении нынешней эпопеи — Америка, в конце концов, тоже терпела урон, умасливая своих «сукиных сынов». Но ведь Милошевич, вне всяких сомнений, выбросит на свалку союз с Россией и Беларусью в любой момент, как только сочтЮт это для себя выгодным.

КПРФ — ПЯТАЯ КОЛОННА НАТО

Позиция КПРФ, хоть и примитивно, но логично списана с лозунга их Ильича о поражении собственного правительства и превращении войны империалистической в войну гражданскую. В этом смысле КПРФ — пятая колонна НАТО — того НАТО, которым она общество и пугает — ибо непосредственное участие в конфликте, через включение Югославии в эсэнгешную «двойку» России и Беларуси или поставки вооружения, — путь к неизбежному разгрому России. А «коммунисты» Зюганова и прочие просто страстно жаждут явного поражения Ельцина.

Сейчас нашей стране надо всерьЮз подумать не о том, как бы поизысканнее удовлетворять Милошевича, а о себе самой. Этого властно требуют колоссальные экономические трудности — уже переживаемые и ещЮ предстоящие. Оптимальные шаги по этому пути: Черномырдин твЮрдо заявляет Слободану, что Россия отказывается от одностороннего обслуживания его интересов и на такой основе общается с партнЮрами в Европе и США.

Способность для давления у Черномырдина есть. Главное — поддержка со стороны Кремля и российского Белого дома.

Течение югославского кризиса не меняется. Бомбардировки НАТО сербов не пугают. Напротив — вдохновляют. Уже ясно, что жители Сербии не взбунтуются, а будут терпеливо сносить любые лишения. С самого начала было понятно, что так Милошевича ни к чему не принудить. Общественное же мнение Запада склонно к усталости от затяжных, дорогостоящих и не приносящих результата действий.

Перспективы миротворческой затеи — уже под любым флагом — с каждой ракетой становятся всЮ более туманными. Интерес Белграда к урегулированию падает с каждым днЮм. А посылать миротворцев на войну вовсе абсурдно. Вернее уж сначала операция по принуждению к миру. Но после неЮ «голубые каски» ООН тем более будут восприниматься как оккупанты. Рисковать тут нельзя. ООН и без того продолжительно и тяжело больна.

Но это — их проблемы. НАТО и государства, его образующие, в состоянии о себе печься. Милошевич тоже пусть подумает, наконец, сам — о Сербии и еЮ будущем. Пускай выходят из своих тупиков сами. Нам нужно из собственного выбираться.

СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ

Целью должно быть возвращение к всестороннему сотрудничеству с развитыми государствами, как один из ближайших приоритетов — достойное представительство на июньской встрече большой именно восьмерки (что ещЮ совсем не факт). Никто не хочет намеренно нас травмировать. Позиция Германии — тому яркое подтверждение. Но надо же и самим себе помогать, а не считать, что весь мир нам обязан или что всЮ само образуется.

НАТО, несомненно, переоценило степень воздействия и урона от воздушных налЮтов. Но Милошевич должен понять, что покрывать его и рисковать своей репутацией мы больше не будем, что ни о каком союзе с нацистом не может быть речи. Что он обязан принять мирный план, разработанный для Югославии — иначе мы умываем руки. Потом допустимо ставить перед Западом вопрос о прекращении налЮтов.

Американцы же подтвердили свою репутацию невеликих стратегов, самоуспокоенно считая, что можно и дальше проводить политику, не учитывающую интересы либерального направления внутри России, что КПРФ — не те страшные коммунисты, что прежде.

Мы остаЮмся заложниками поддержки Милошевича. Югославия (скорее, одна Сербия, даже без Черногории) присоединяется к союзу России и Беларуси, и наша страна в той или иной форме втягивается в вооружЮнный конфликт на Балканах. На фоне военного и националистического угара возобладает чЮрно-белое восприятие действительности, кстати, очень удобное для американцев, тоже не вполне чуждых данной разновидности дальтонизма. Ультра с обеих сторон двуцветный мир даже больше устраивает: он привычен, в нЮм понятно, кто свой и чужой, методы действий отлажены десятилетиями и не надо морочить себе голову поисками новых моделей сосуществования.

Страна де-факто может оказаться в международной изоляции. На последнюю задним числом спишут многомесячные неудачи экономической политики правительства, которое переходит (чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных мер) к естественной для него мобилизационной модели хозяйства со всеми его прелестями — дефицитом, карточками, другими ограничениями прав граждан и тому подобное.

В краткосрочном итоге получаем на выборах осенью (если они состоятся) победоносный левый марш и дальнейшее закручивание гаек. Как более удалЮнный результат — распад России. Экономические неурядицы и анклавное положение Сербии в союзе, работающее на разрыв в силу несоразмерности требуемого для его сохранения напряжения с реальными возможностями страны, делает его вполне естественным итогом. Исламский фактор и военное поражение в конфликте с НАТО выполнят здесь функцию детонатора.

СНГ после этого тоже неизбежно развалится — сработает инстинкт «спасайся, кто может!». Не думаю, что у кого-нибудь есть готовый ответ на то, что значит дезинтеграция государства со столь значительным и изношенным ядерным потенциалом, и каковы будут еЮ немедленные и дальнейшие последствия для всего мира. Замечу только, что, если ведущие державы (уже без России) справятся с названным катаклизмом, то устранение его последствий потребует нового мирового устройства взамен системы ООН.

Федор ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ, политолог, в 1991-92 гг. — первый заместитель министра иностранных дел России. Специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ