МЫЛЬНАЯ ОПЕРА. Рождение жанра мыльной оперы. Место рождения — США, радио. Именно здесь зародилась «мыльная опера» и получила название от наиболее популярного товара, который рекламировался по радио — мыла. Постепенно круг рекламированных товаров расширялся, к нему подключались косметика, стиральные порошки, кофе, кулинарные изделия и многое другое. Неизменной оставалась только аудитория: рекламируемые товары, как и рекламирующие их передачи, были адресованы в первую очередь женщинам- домохозяйкам. И раздавались они, как правило, в рабочие дни, когда мужчин не было дома. Пик расцвета жанра приходится на первую половину 1960-х годов, когда были запущены знаменитые сериалы «Пейтон-плейс», «Девочки из Пейтон-плейса», «Возвращение в Пейтон-плейс», «Главный госпиталь», «Любовь к жизни», «Врачи», «Второй мир — Бей-сити», «Любовь — чудесная вещь» и т.п. В 1970 году группой исследователей Мичиганского университета была проанализирована тематика «мыльных опер». В результате были обнаружены четыре тематических группы: уголовная — шантаж, двоеженство, двойной брак женщины, угрозы и насилие, убийства, кражи, ограбления, торговля наркотиками, тюремное заключение; социальная — служебные неприятности, увольнение с работы, алкоголизм, наркомания; медицинская — психические заболевания, случаи умственной неполноценности, беременность, хирургические операции; матримониальная — любовь, развод, примирение супружеских пар, готовящиеся браки и т. д., и т. п. Невзирая на тематическое разнообразие, мыльная опера имеет в своей основе единый структурирующий принцип — в ней происходит масса неприятностей, и вместе с тем в ней абсолютно ничего не происходит. Герои довольно легко преодолевают все препятствия, избегая истинного драматизма. «Мыльная опера» получила распространение не только в США, но также и в странах Азии и Латинской Америки. Чаще всего это история наивной бедной девочки, которая попала в большой город и не смогла устоять перед его искушениями. В нее влюбляется «принц», она ему отдается. Но принц вскоре бросает героиню. Впоследствии герой искупает свой грех, находит героиню и, конечно же, вступает с ней в брак. С середины шестидесятых годов в американских «мыльных операх» появляется еще одна тема: произведения, главными героями которых наряду с людьми становятся обитатели волшебного мира — феи, русалки, привидения, волшебники, а также сериалы, в основе которых лежит сюжет о космическом путешествии. И наконец, в 70-х появляются исторические, а потом и шпионские телесериалы. Однако ради чего создаются эти телесериалы? Об этом позволяют судить цифры. За одну минуту рекламы в сериалах, как, в частности, «Я — шпион», рекламные агентства в семидесятые годы платили телекомпаниям по 60 тысяч долларов. Что и не удивительно: ведь телесериалы собирали у экранов телевизоров десятки миллионов зрителей.
ДЖЕЙМС БОНД. Созданный воображением английского писателя Йена Флеминга, в жизнь вошел Джеймс Бонд, специальный агент-007 службы разведки в Лондоне и большой знаток по части женского пола. Он владеет «персональным оружием», представляющим собой смесь сексуальной привлекательности, шарма, пламенного взгляда. Роль самого Бонда в течение его киножизни сыграли Барри Нельсон, Дэвид Найвен, Шон Коннери, Джорж Лазенби, Роджер Мур, Тимоти Далтон...
1954
КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ. 15 июня состоялась премьера представления «Кавказский меловой круг» Бертольта Брехта (режиссер — Б.Брехт). В этом же году на Международном фестивале в Париже «Берлинский ансамбль» за спектакль «Матушка Кураж» Брехт получает Первую премию. В июне 1956 года на Международном фестивале в Париже состоялось представление «Кавказский меловой круг», за что Брехт получил Вторую премию (Первую премию получила Пекинская опера).
ПОП-АРТ. Критик Л. Элоуэй (Ллоцей) ввел термин «поп-арт» (букв. популярное искусство). Как художественное направление поп-арт закрепил оппозицию «массовое — народное». Поп-арт, по мнению Ю. Борева, это художественное удовлетворение и реализация «тоски по предметности», рожденной длительным господством абстракционизма в западном искусстве. Некоторые западные искусствоведы считают поп-арт реакцией на абстракционизм, которому поп-арт противопоставил грубый мир материальных вещей. Теоретики поп-арта утверждают, что каждый предмет в определенном контексте превращается в искусство. В комбинации друг с другом вещи теряют свое первичное значение и приобретают новые — художественные — качества. Отсюда и задача художника, направленная на создание художественного предмета и предоставление обычному предмету признаков художественности путем организации определенного контекста восприятия этого предмета. Эстетизация вещи является основным принципом поп-арта. Художники поп-арта пытаются достичь наглядности, используя для этих целей поэтику этикетки и рекламы. Поп-арт — это композиция бытовых вещей в сочетании с муляжом или скульптурой. Смятые автомобили, композиции с выцветших фотокарточек и обрывков газет и афиш, наклеенных на ящики, чучела птиц под стеклянным колпаком — довольно распространенные экспонаты поп-арта. Поп-арт ориентирован на массового потребителя, деидеологизованное «лицо», и конечной его целью является пропаганда системы ценностей существующего строя, его стабилизация. Как правило, увлечение «вещественностью» связано с приходом к власти новых классов-потребителей (как это было в свое время в Голландии, Германии и т.д.). Основные представители направления — Д. Чемберлен, Д. Ж. Дайна, Р. Раушенберг, Э. Уорхол.
«ТУРАНДОТ-2». 10 августа Бертольт Брехт завершил свою последнюю, а возможно, и знаковую пьесу, работа над которой продолжалась почти тридцать лет. Параллельно со своим сквозным сюжетом — о приходе преступников к власти, Брехт рассуждал о другом герое — туале, существе, происходящем от интеллектуала, однако лишенном интеллекта и совести, а следовательно, и наиболее мерзком создании в мире. Пьеса называлась «Турандот, или Конгресс обелителей», в ее основе — древняя китайская сказка (использованная в свое время Карло Гоцци и Фридрихом Шиллером). Но в традиционном сюжете Брехт усмотрел другую тему — сотрудничества. То самое сотрудничество туалов с преступниками, благодаря которому карьера Артуро Уи становится необратимой. Туалы — это торговцы. Они обитают в чайных домиках, под красными фонарями, где и торгуют «убеждениями», лозунгами, призывами, обоснованиями непопулярных мероприятий, программами, которыми и вооружают своих слабоумных хозяев. Рабы, даже не вызывающие сочувствия. Потому что рабство туалов — это необходимость, осознаваемая ими как свобода. Эта жесткая пьеса во всем литературном наследии Брехта оказалась едва ли не наименее популярной. И не из-за ее художественных недостатков. Но из-за слишком грустного сюжета — о мутации бывшего интеллектуала в эпоху рыночных отношений. И о стоимости туала.
(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)