ПОЛЬСКАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ.
10 октября в Киеве открылась польская драматическая студия.
ЗОЛОТОПУЗ.
16 октября премьерой спектакля «Золотое чрево» Кроммелтинка в постановке Леся Курбаса «Березiль» начал свою работу в Харькове. Как писал в воспоминаниях П. Масоха, «Курбас стремился показать в спектакле, как человек капиталистического мира в жажде богатства звереет, теряет все человеческое. И вот, вместо того, чтобы зритель увидел на сцене реальных людей, которые вызвали бы у него образные ассоциации, он начал добиваться от актеров, чтобы они изображали настоящих зверей».
РЕВИЗОР.
9 декабря в Москве состоялась премьера спектакля «Ревизор» Н. Гоголя в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда в постановке Мейерхольда. После просмотра спектакля Лесь Курбас записывает в дневнике: «Вчера видел «Ревизора» в театре Мейерхольда, а после спектакля хотелось сесть посреди улицы и плакать. Он меня ничему научить не может. С изъятием своей индивидуальности, которая мне не нужна. Он не может дать чего-то более глубокого, нежели я. И однако его театр действительно единственный сейчас в Союзе, о котором стоит и следует говорить, интересоваться им и изучать. Мы вынуждены только спешить и халтурить... »
ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА.
29 декабря состоялось рождение советской театральной критики. Отдел печати ЦК ВКП(б) утвердил «Тезисы о театральной критике». В тезисах, в частности, было сказано: «Наша театральная критика должна отмечать и поддерживать начинания в деле создания советского спектакля, революционного и по форме, и по содержанию, разоблачая одновременно симптомы театральной реакции, за чем бы она ни пряталась. Каждый отзыв и каждая рецензия, вплоть до фактических заметок в хронике, должны исходить из упомянутых выше общих принципов. Каждое отдельное явление театральной жизни должно освещаться и обобщаться, исходя из этого. Театральная рецензия должна быть не только голым признанием, или возражением, или попыткой анализа спектакля как творческого явления, социально значимого и ценного для искусства, принимая при этом во внимание такие основные моменты: а) оценку работы автора, б) оценку постановки (в какой мере режиссер сумел углубить либо исправить или правильно подать авторскую мысль; в какой мере он сумел использовать для этого формальные достижения современного советского театра), в) оценку актерского исполнения. В какой мере правильно выявлены актерами (классовые) типы... Всякое проявление халтуры, неграмотности или полузнания в области театральной критики, спрятанное под плохо усвоенную марксистскую фразеологию и апломб, абсолютно противоположную наличию настоящего знания дела искусства и политики партии, необходимо нещадно преследовать и выживать из нашего употребления. Не менее решительную и энергичную борьбу нужно повести в деле ликвидации всяких попыток составлять мнения или оценки через персональные связи, отношения, материальную заинтересованность и тому подобное»
ТЕАТР АЛЬФРЕДА ЖАРРИ.
Антонен Арто вместе с Роже Витраком и Робертом Ароном учредили в Париже «Театр Альфреда Жарри», который просуществовал до 1930 г.
РАСПУТИН.
Спектакль Эрвина Пискатора по пьесе П. Щеголева и А. Толстого. В спектакле использовались три огромных экрана, на которых демонстрировались фильмы, комментировавшие сценические события.
1927 ПРОЛОГ.
20 января состоялась премьера спектакля «Пролог» в «Березоли» (режиссер — Лесь Курбас, текст — С. Бондарчука и Л. Курбаса). «Драматургический материал ее близкий к хронике. Жанр постановки можно было бы определить как народную трагедию. На сцене почти не было трехмерных декораций и вещей, а очень экономные, аскетически скупые элементы места действия, поданные приемом теней на серо-зеленых завесах».
МАРИАННА ПИНЕДА.
24 июня в Барселоне, в театре «Гойя», в декорациях С. Дали состоялась премьера спектакля по пьесе Ф. Г. Лорки «Марианна Пинеда».
КАРТЕЛЬ ЧЕТЫРЕХ.
6 июля во Франции создан «Картель четырех», в который вошли: руководитель театра «Студии Елисейских полей» — Гастон Бати, «Комедии Елисейских полей» — Луи Жуве, «Ателье» — Шарль Дюллен, путешествующей труппы — Жорж Питоев. Целью создания одного из самых первых в мировой практике творческих союзов была организационная, творческая, техническая и моральная взаимопомощь сценических деятелей, а главное — обеспечение прогресса искусства в условиях коммерциализации театра, противодействие вкусам и требованиям тех, кто «заказывал музыку».
JAZZ SINGER.
6 ноября состоялась премьера первого музыкального фильма «The Jazz Singer».
ОКТЯБРЬСКИЙ ОБЗОР.
11 ноября в «Березоли» премьера спектакля «Октябрьский обзор» по текстам М. Кулиша, П. Тичины, Ю.Смолича, О. Копиленко, С. Бондарчука, Л. Курбаса, М. Йогансена, В. Маяковского, а также немецких поэтов — Й. Бехера, Э. Толлера, А. Эренштейна, Л. Рубинера, А. Штрамма. Композиция и режиссура Л. Курбаса.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ.
13 ноября в Киеве открыт театральный музей ВУАН. Директор П. Рулин.
КАЗАНОВА.
Эрнст Штерн в берлинском мюзик-холле (сегодня — балет Фридрихштадт-паласа) осуществил постановку оперетты «Казанова» с длиннющим парадом «girls». Представление было поставлено по рецепту: «шестьдесят лиц и одна нога». Рядом шли спектакли «Разденься», «Для тебя», «Красиво и шикарно». Эталоном женственности становится в это время звезда оперетты Фритцы Массари.
ЕВРОПЕЙСКИЙ МОСТ.
30 ноября состоялась первая постановка пьесы «Европейский мост» Армана Салакру (1899 — 1972). Действие пьесы происходит в вымышленной балканской стране. Герой произведения — бедный парижский студент Жером, несколько лет назад случайно стал королем этого государства. Жерома раздражают окружающие его придворные, которые только и умеют, что плести интриги и заговоры против монарха- иностранца. Раздражает его и жена, которая нежно любит своего короля и подарила ему сына-наследника. Жером отстраняется от реальности, преодолеть которую пытается неудержимой театрализацией жизни. Жером придумывает и с помощью специально выписанных из Парижа актеров разыгрывает для себя одного «комедию своей жизни». Он стесняется своего прошлого, своей былой бедности, моральных компромиссов. Однако и театральная игра не приносит Жерому освобождения от прошлого и не помогает овладеть реальностью. Наоборот, комплексы его становятся еще более очевидными. Жестоко подавляя все мятежи и интриги подчиненных, он будто ведет игру с собственной судьбой. В конечном счете он провоцирует народное восстание, которое отбирает у него трон и семью. Именно в это мгновение к нему и возвращается «зрение»: он понимает, что прошел мимо большой любви, которая была рядом с ним и в которой, возможно, и был смысл его бытия. (Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)