Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прощальная хроника от Александра Клековкина

28 апреля, 2000 - 00:00

24 апреля — в Киеве учрежден Комитет Украинского Национального Государственного театра, в котором председательствует В. Винниченко. Комитет преследовал цель создать Министерство культуры, которое имело бы свои труппы во всех крупных городах Украины, свои хоры, школы, мастерские, музеи и так далее.

20 мая — в городах и селах Украины проведены общественно-политические мероприятия — собрания, митинги, концерты, направленные на сбор средств для Украинского национального фонда. В день Украинского национального фо нда в помещении Киевского оперного театра молодежная театр-студия Курбаса приняла участие в концерте-митинге.

16 сентября — в Киеве в день открытия Украинский Национальный театр взят под опеку Секретариатом Народного Образования, Генеральным Секретарем И. Стешенко, который в публичном выступлении при открытии занавеса об этом заявил.

24 сентября — в помещении Киевского театра миниатюр (сейчас помещение театра имени Леси Украинки) спектаклем «Черная Пантера и Белый Медведь» по пьесе В. Винниченко открыл свой первый сезон Молодой театр Леся Курбаса. Накануне открытия в «Рабочей газете» была опубликована статья Курбаса «Молодой театр (генезис, задачи, пути)», в которой Курбас, в частности, писал: «...В литературе нашей, которая до сих пор наиболее ярко отображала гражданские настроения, мы видим после долгой эпохи украинофильства, романтического казаколюбия и этнографизма, после «модернизма» на чисто русских образцах — поворот большой, единственно правильный, единственно глубокий. Этот поворот прямо к Европе и прямо к себе. Без посредников и без авторитетных образцов... Современный украинский театр — следствие антиукраинского режима, это недодуманная мысль, недотянутый жест, недонесенный тон. Это, в лучшем случае, несколько могикан великой эпохи Кропивницкого, Тобилевичей и их первых учеников, традиции которых идут вразрез с потребностями, стилем и качеством этого репертуара, который единственный нас воодушевляет...» Яков Мамонтов характеризовал «Молодой театр» как «эстетический театр» и писал, что «это был первый украинский театр, который не только отмежевался от национальных традиций, но и в европейских художественных направлениях искал свою собственную дорогу». Иван Марьяненко, оценивая деятельность Курбаса, говорил в выступлении на заседании Коллегии НКО УССР 5 октября 1933 года: «До Курбаса у нас были талантливые актеры, были режиссеры, наши корифеи, в свое время у нас была переходная эпоха, когда у нас работали гастролеры и режиссеры, но грамоты творческой, театральной в Украине не было. Грамота появилась вместе с личностью и работой Курбаса».

Раффаэле Вивиани, итальянский драматург, создал жанр пьес-панорам, где сценки-эпизоды объединяются между собой песнями. Среди пьес этого жанра — «Переулок» (1917), «Улица Толедо ночью» (1918), «Свадьба» (1919), «Музыка слепых» (1927), «Десять заповедей» (1947).

В России появляется театр агитпропа (агитации и пропаганды), направленный на то, чтобы сосредоточить внимание публики на определенной социальной или политической ситуации. Связанный с политической действительностью, агитпроп направляет свои усилия, в первую очередь, на идеологическую деятельность, а не на новые артистические формы, он провозглашает стремление к немедленному действию и называет себя «агитационной игрой вместо театра» или «информацией, усиленной сценическими эффектами». Отсюда его тяготение к цирку, передвижному театру и так далее.

В Москве создан театр «Семперанте» (от лат. semper ante — всегда впереди) — театр импровизации, в основе которого коллективное творчество (коллективные пьесы, коллективные постановки, коллективная импровизация и тому подобное). На репетициях создавалась только схема сюжета-действия. Представления осуществлялись на фоне проекций и в сопровождении атональной музыки.

1918

28 марта — Комитет Украинского Национального театра преобразован в Театральный совет. 23 апреля написана Докладная записка министру народного образования. «Театральный совет на заседаниях своих 4 и 22 апреля, стоя на принципе дифференциации театрального искусства, постановил создать в Киеве Государственный Украинский Драматический театр с салонным украинским и переводным европейским репертуаром. Директором этого театра Театральный совет избрал В. К. Винниченко». Петр Дорошенко в письме генералу-фельдмаршалу Эйхгорну по поводу предоставления помещения театра «Бергонье» (сегодня — театр им. Леси Украинки) для Государственного Драматического театра писал: «Только в этом помещении может быть построена соответствующая ложа для Ясновельможного господина Гетмана и, вообще, возможно будет, как этого требует достоинство Государства, приглашать дипломатический корпус, военные миссии, устраивая торжественные представления и другое», на что генерал-фельдмаршал Эйхгорн в письме министру народного образования ответил: «Этот театр предназначен для проведения спектаклей для немецких солдат».

18 мая театральная секция Народного комиссариата по военным делам Украины закончила строительство первого вагона-театра для гастролей по Украине, который 23 мая выехал из Киева.

1 июня — Постановление Совета Народных Комиссаров «Об ассигновании одного миллиона рублей на сооружение памятника на могиле К. Маркса». В постановлении, в частности, сказано: «поручить представителю Российской Республики в Лондоне вступить в переговоры с наследниками Карла Маркса относительно выполнения данного постановления».

30 июля — Постановление СНК: «Совет Народных Комиссаров 30 июля с. г., рассмотрев проект списка памятников великих деятелей социализма, революции и пр., составленный Народным комиссариатом по просвещению, ПОСТАНОВИЛ: а) поставить на 1-е место постановку памятников величайшим деятелям революции — Марксу и Энгельсу; б) внести в список писателей и поэтов наиболее великих иностранцев, например, Гейне; в) исключить Владимира Соловьева... Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и др. городах РСФСР, представленный в СНК отделом изобразительного искусства Народного Комиссариата по просвещению. I. Революционные и общественные деятели: 1. Спартак. 2. Тиберий Гракх. 3. Брут. 4. Бабеф. 5. Маркс. 6. Энгельс. 7. Бебель. 8. Лассаль. 9. Жорес. 10. Лафарг. 11. Вальян. 12. Марат. 13. Робеспьер. 14. Дантон. 15. Гарибальди. 16. Степан Разин. 17. Пестель. 18. Рылеев. 19. Герцен. 20. Бакунин. 21. Лавров. 22. Халтурин. 23. Плеханов. 24. Каляев. 25. Володарский. 26. Фурье. 27. Сен-Симон. 28. Роб. Оуэн. 29. Желябов. 30. Софья Перовская. 31. Кибальчич. II. Писатели и поэты: 1. Толстой. 2. Достоевский. 3. Лермонтов. 4. Пушкин. 5. Гоголь. 6. Радищев. 7. Белинский. 8. Огарев. 9. Чернышевский. 10. Михайловский. 11. Добролюбов. 12. Писарев. 13. Глеб Успенский. 14. Салтыков-Щедрин. 15. Некрасов. 16. Шевченко. 17. Тютчев. 18. Никитин. 19. Новиков. 20. Кольцов. III. Философы и ученые: 1. Сковорода. 2. Ломоносов. 3. Менделеев. IV. Художники: 1. Рублев. 2. Кипренский. 3. Алекс. Иванов. 4. Врубель. 5. Шубин. 6. Козловский. 7. Казаков. V. Композиторы: 1. Мусоргский. 2. Скрябин. 3. Шопен. VI. Артисты: 1. Комиссаржевская. 2. Мочалов».

(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ