Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Протоколы нефтегазовых мудрецов»: правда? Вымысел?

24 мая, 2003 - 00:00

Выступая в Германии, Л.Кучма отметил, что после расширения ЕС Украина рассчитывает на ускорение интеграции ее транспортной инфраструктуры в транспортные сети Европы. «Развитие евразийского нефтетранспортного коридора, продолжение нефтепровода Одесса— Броды в другие страны Европы должны приобрести общеевропейское значение», — сказал он. Л.Кучма также подчеркнул, что Украина рассматривает создание международного газотранспортного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы страны исключительно на многосторонней основе, информирует Интерфакс-Украина. «В консорциум должны быть привлечены как страны добытчики природного газа, так и его главнейшие потребители в Европе, прежде всего, Германия, Италия, Франция», — сказал Президент.

Место для проведения украинско-польского форума избрано, скорее всего, не случайно. Понятно, что судьба нефтепровода Одесса—Броды, построенного Украиной для транспортировки в Европу каспийских энергоносителей, сейчас очень сильно зависит от того, будет ли продолжен украинский участок Евроазиатского нефтетранспортного коридора от Бродов до крупных европейских портов. Один из наиболее вероятных маршрутов — по территории Польши. Не секрет, что руководители этой страны оказывают украинцам поддержку. Вместе с тем Польша уже твердо решила, что государство не будет непосредственно участвовать в этом проекте (хотя и намерена назначить его государственного координатора), предоставив возможность заняться этим своим частным компаниям. «Позиция Польши четкая — в строительстве будет участвовать только частный капитал, но поскольку проект стратегический, государство будет держать его в поле зрения», — сказал недавно глава «Укртранснафты» Александр Тодийчук.

Так что в Одессе представители польских компаний смогут всесторонне ознакомиться и с нефтеперевалочным комплексом в порту «Южный», и с самим нефтепроводом, берущим тут свое начало. И сделать соответствующий вывод.

Еще два ответственных мероприятия, где также будет презентоваться украинский нефтепровод, который крайне необходимо в кратчайшие сроки превратить в международный, начнутся одновременно в Брюсселе и Киеве 27 мая. В столице Евросоюза пройдет его презентация, а в столице Украины состоится международная конференция «Энергетическая безопасность Европы ХХI столетия». В анонсе конференции указывается, что этому мероприятию на государственном уровне придается приоритетное значение. Неделю назад премьер-министр Украины Виктор Янукович провел совещание по обсуждению этой проблемы. На нем отмечалось, что проект Евроазиатского нефтетранспортного коридора носит для Украины многоаспектный характер, и его реализация требует учета геополитических, международно-правовых, финансово-экономических факторов, которые будут влиять на развитие государства. При этом глава правительства подчеркнул, что в последнее время наметились положительные сдвиги в реализации этого проекта. Украина получила сигнал о его поддержке от Европейской Комиссии, его развитием заинтересовались ведущие немецкие нефтяные компании, отрабатывается вопрос продолжения строительства нефтепровода Одесса—Броды по территории Польши и Германии. На совещании указывалось, что реализация проекта Одесса—Броды даст возможность Украине и Европе обеспечить свою энергетическую безопасность, решить проблему диверсификации снабжения нефтью. Украина закрепит за собой статус ведущего транзитного государства, сделает реальный шаг в направлении интеграции украинской нефтетранспортной системы в общеевропейскую сеть нефтепроводов.

Однако Польша — далеко не единственная европейская страна, имеющая потенциал для прокладки по своей территории нефтетранспортного коридора из каспийского региона. Согласно выводам PricewaterhouseСoopers, разработавшей концепцию бизнес-плана, предусматривается транспортировка нефти по нефтепроводу Одесса—Броды, а также по системе других действующих и проектируемых нефтепроводов на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Чехии, Австрии и Германии. Бизнес-план будет реализован в три этапа. Первый рассчитан на выход каспийской нефти на НПЗ Кралупы (Чехия) и на два НПЗ в южной Германии — в Ингольштадте и Варбурге. На втором этапе предполагается транспортировать нефть на австрийский НПЗ Швехат и Карлсруе (Южная Германия). Третий этап предусматривает строительство нефтепровода до Плоцка (Польша) с подачей нефти в дальнейшем в немецкий порт Вильгельмсхаффен на Северном море. Кстати, в Германии положительно отзываются о перспективе проекта нефтепровода Одесса—Броды—Гданск, равно как и о перспективе его продолжения до Вильгельмсхафена. Об этом недавно говорил в Киеве президент немецкого Бундестага Вольфганг Тирзе. Он отмечал, что в настоящее время Украина проводит экономические расчеты рентабельности и выгоды от этого проекта, так как к нему будут «привлечены конкретные предприятия». «От результатов этой проверки зависит очень многое, но перспектива этого проекта есть», — сказал В.Тизе.

Вместе с тем хотелось бы верить, что международное участие/неучастие в украинском нефтепроводе, в первую очередь, определяется все же именно политикой Киева. Напомним, что наметившийся было в заявлениях наших государственных деятелей поворот относительно ориентации нефтепровода (не с юга на север, как предусматривает проект, а с севера на юг, в чем заинтересованы, в первую очередь, российские нефтяные компании) вызвал довольно острую реакцию послов США, Германии и Польши, предупредивших в своем выступлении в газете «День» (3 апреля), что в случае реверса украинский нефтепровод может потерять европейские перспективы, а его место на рынке транспорта нефти займут другие проекты.

Тогда официальных опровержений не последовало, и, нужно сказать, что это вызвало настороженность среди стран, заинтересованных в приходе азиатской нефти в Европу через территорию Украины. В последние дни, когда Украина уже готовила названные выше презентационные мероприятия, на пути нефтепровода возникло новое препятствие в виде слухов о том, что «Нефтегаз Украины» подписал с соответствующими структурами в России протокол намерений, предусматривающий реверс нефтяных потоков по нефтепроводу Одесса— Броды. Но дыма без огня, как говорится, не бывает. И дипломаты, в частных беседах, стали выражать по этому поводу не просто беспокойство, но и предрекать неудачу намеченным Украиной презентациям. Мол, в этом случае им лучше сразу начинать переговоры об украинском нефтепроводе с Россией...

Может быть, все разговоры о «протоколах нефтегазовых мудрецов» — сплошная выдумка? Пытаясь прояснить ситуацию, «День» обратился к заместителю госсекретаря Минтопэнерго Богдану Клюку. Ответ был категоричен и однозначен: такого не может быть потому, что не может быть никогда. Однако осознавая некоторое несовершенство системы управления ОАО «Нефтегаз Украины» со стороны государственных органов, можно было допустить, что замгоссекретаря просто не в курсе. Результаты дальнейшего журналистского расследования эту версию в значительной мере подтвердили. Сразу два заслуживающих доверия источника (парламентский и близкий к «Нефтегазу») сообщили «Дню» о действительном существовании протокола о намерениях, подписанного без всякой санкции руководства страны. При этом один из них «утешил»: с тех пор прошел уже месяц, но развития события нет, т.е. протокол так и остался протоколом, пустой бумажкой.

При всем уважении к своим источникам, «День» эту мысль не разделяет. Подобные «намерения» могут свидетельствовать о многом. И, в первую очередь, они провоцируют вопрос об искренности украинских намерений войти в Европу и, в частности, как призывал в «Дне» (9 апреля) А.Тодийчук, «нефтетранспортным путем». В таком случае презентация нефтепровода в Брюсселе вряд ли будет результативной.

Когда верстался номер, «Нефтегаз Украины» в конце концов внял настойчивости «Дня» и снял с протокола завесу секретности. Пресс-секретарь компании Константин Бородин, находившийся в командировке в Лондоне, подтвердил, что этот документ был подписан от украинской стороны «Укртранснафтой» и «Нефтегазом Украины», а с российской — «Транснефтью». Он также изложил позицию «Нефтегаза», которая заключается в том, что эксперты компании PricewaterhouseСoopers оценила как маловероятную загрузку системы Одесса—Броды до 2007 года. «В этих условиях, — сказал Бородин, — мы считаем рациональным использовать ее в другом направлении, чтобы она не ржавела и давала отдачу, поскольку в нее вложены значительные средства». К этому нам остается лишь добавить, что протокол был подписан гораздо раньше, чем доведен до сведения общественности.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ