Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Провал инспекторов в Ираке

4 февраля, 2003 - 00:00


5 февраля госсекретарь Колин Пауэлл выступит с обвинением США против Ирака в Совете Безопасности ООН. Его выступление состоится спустя неделю после того, как Ханс Бликс и Мохаммед аль-Барадей — руководители групп инспекторов ООН — продемонстрировали свою неспособность доказать наличие оружия массового поражения в Ираке. Хидир Хамза, бывший советник иракской Организации по атомной энергии и бывший директор иракской Программы по созданию ядерного оружия, предлагает свою версию того, как и почему инспекции ООН потерпели провал.

Узнав о докладах, в которых говорится об их отказе сотрудничать с руководителями этих двух групп инспекторов ООН, иракцы перестали характеризовать инспекторов как независимых профессионалов. Амир Рашид, бывший глава иракской военной промышленности и советник Саддама Хусейна, теперь открыто называет инспекторов шпионами. Это было проявление той самой непримиримой враждебности, которая в 1998 г. заставила инспекторов ООН по вооружениям покинуть страну, что привело к сегодняшней конфронтации. Да еще добавьте к тому прецеденту то, что произошло в Ираке с тех пор, как Бликс и аль-Барадей представили доклады, содержащие несколько тревожных сюрпризов.Резолюция ООН 1441 требует, чтобы Ирак уничтожил имеющееся у него оружие массового поражения и мощности по его производству. Это то, на чем инспекторы сосредотачивали свое внимание до сих пор.

Но Резолюция 1441 также уполномочивает инспекторов собирать сведения об иракском оружии и способности его производить, проводя углубленные беседы с иракскими экспертами либо внутри, либо за пределами страны, но уж, конечно, без присутствия надсмотрщиков из иракского правительства. Чтобы гарантировать этим экспертам, что они могут говорить без опасений, Резолюция дала инспекторам полномочия вывозить их семьи в полном составе из страны.

Контроль над доступом к иракским экспертам всегда был важным моментом в обнаружении истины об оружии и оружейных программах. Без независимого доступа иракское правительство сохраняет полный контроль над информацией, сообщаемой инспекторам. В действительности, после приостановки инспектирования в 1998 году Ирак неустанно трудился над тем, чтобы возвести непреодолимую стену вокруг людей, отвечающих за его оружейные программы. Небольшое сообщество иракских экспертов было помещено в условия жесткого режима безопасности. Некоторые были убиты; других поместили в тюрьму. Иракские спецсужбы все время следят за членами их семей.

По большей части эти меры принесли успех. Внешний мир до настоящего времени очень мало знает о проводимых в рамках иракской оружейной программы работах. С 1998 года не было ни одного перебежчика, работающего на высших уровнях Программы, несмотря на низкую зарплату и неудовлетворительные жизненные условия — ухудшающееся медицинское обслуживание, постоянное отключение электричества и запрет на выезд из страны.

Невероятно, но ни Бликс ни аль-Барадей не настаивали на проведении бесед с учеными за пределами Ирака, хотя они полностью осознают, что это единственно безопасный способ провести эффективное расследование. Оба этих человека понимают разоружение просто как устранение оружия и оборудования, в случае если они были бы найдены. Понимание системы, которая производит оружие, и нахождение средств, способных вывести ее из строя, не входило в их планы.

В результате этого об отказе Ирака сотрудничать в организации бесед с учеными — ключевой момент в его стратегии отрицания — было упомянуто только мимоходом в самом конце докладов инспекторов. Тот факт, что все инспекции ничего не сказали нам об оружейной инфраструктуре Ирака, просто был взят на заметку для справок на будущее.

Инспекторы умудрились действовать нерешительно даже тогда, когда они случайно натолкнулись на веские доказательства мошенничества иракской стороны. К примеру, инспекторы обнаружили в почти новом складе дюжину боеголовок для доставки химического оружия, причем их состояние говорило о том, что их недавно выпустили, но они свели к минимуму важность своего открытия, аргументируя это тем, что боеголовки были пустыми.

И не важно, что хранение боеголовок в таком состоянии является элементарным правилом процедуры обращения с химическим оружием. Хранение боеголовок, заполненных химическими веществами, было бы опасным и дорогостоящим занятием. Дело в том, что химические вещества с течением времени могут вызывать коррозию материала боеголовки, а при длительном хранении существует высокая вероятность утечек и деградации оружия. Но Бликс не стал учитывать этот факт на том основании, что он «не является серьезной проблемой» и что Ирак не обязательно должен производить отравляющие вещества, которые будут использованы для снаряжения боеголовок.

Аль-Барадей вел себя еще более любезно. Полагаясь исключительно на оборудование по обнаружению излучения, установленное в некоторых местах, и на пробы почвы, воды и воздуха, но, не побеседовав ни с одним ученым с глазу на глаз, он объявил об отсутствии свидетельств того, что Ирак восстановил свою программу разработки ядерного оружия.

Это печальное повторение деятельности Международного агентства по атомной энергии, проводившейся как в 1990, так и в 1994 году, когда с подачи Бликса было заявлено, что Ирак не занимается разработкой ядерного оружия. Только после того, как на Запад перебежал Хуссейн Камель, зять Саддама и руководитель иракской военной промышленности, Бликс наконец получил улики, которые помогли обнаружить действительные работы, проводимые в рамках амбициозной иракской программы.

Что еще больше шокирует, так это отсутствие в отчетах инспекторов четкого и однозначного заявления о том, что Ирак по- прежнему не желает разоружаться. Ни Бликс, ни аль-Барадей не пожелали приостановить инспектирование до тех пор, пока Ирак не начнет честно и открыто сотрудничать.

Эти инспекторы-джентльмены не могут понять один фундаментальный момент: чтобы разоружить погрязший в душегубстве и убийствах режим, требуется строгое принуждение. Любая уступка будет рассматриваться им как слабость.

Иракское правительство точно знает, что ему нужно делать, чтобы спрятать свое оружие массового уничтожения. К сожалению, из отчетов инспекторов четко ясно одно: они не сделают смелых шагов, которые нужны международному сообществу, чтобы разоблачить мошенничество Ирака.

Проект Синдикат для «Дня»

Хидир ХАМЗА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ