Люди, работающие в электронных и печатных СМИ, как никто знают — новость, которая может потрясти, воздействовать на подавляющую часть читающей и смотрящей аудитории, найти или создать крайне сложно. Ежедневные парламентские дрязги с низкопробными разборками, плохо скроенные желто-альковные тайны и плебейски схваченная «светская жизнь» нуворишей, украшенная знаменитыми брендами, не волнует уже даже «отпетых» домохозяек. Но вчерашнее известие о смерти Олега Ивановича Янковского, самого обаятельного, талантливого, умеющего думать на сцене и экране артиста, человека, способного летать и научившего это делать нас, потрясло всех, от мала до велика.
Начинающий саратовский артист в одночасье завладел сердцами всех советскосоюзных дам, независимо от возраста, появившись на экране в роли стройного арийца Генриха Шварцкопфа из фильма В. Басова «Щит и меч».
«Я скромно начинал, — вспоминал Олег Иванович в одном из интервью, (все цитаты — из интервью автора, взяты в разные годы), — закончив Саратовское театральное училище. Театром не был сразу востребован, главных ролей не получал. Потом приезд ассистентки режиссера Терпсихоровой — за другим, кстати, артистом — судьба, неожиданная встреча. И вот фильм «Щит и меч». Тогда выход в кино означал известность на всю страну. Наутро действительно проснулся знаменитым.
И я это ощутил — в Саратовском театре начали спрашивать, в каком спектакле участвует Янковский. И театр сразу стал строить политику на мне, ставить спектакли на меня. Появился князь Мышкин и ряд других ролей».
А потом в его жизни появилась Москва и знаменитый Ленком с Марком Захаровым. Режиссер лелеял, нещадно загружал в театре и в кино любимых, вечных детей-артистов, каждый раз помогая раскрыть им собственные неведомые возможности. Олег Янковский, всегда жадный до работы, являл зрителям новые миры. В его арсенале огромная палитра классических ролей и образов современной драматургии — от полудиссидента 70-х драматурга М. Шатрова до мудрого романтика Евгения Шварца, трактованного ироничным философом Григорием Гориным.
Драматургия Горина была очень личностной, подарив артисту Янковскому не только новые грани собственной актерской индивидуальности, но и возможность завладеть умами и сердцами зрителя, прочно слившись в его сознании со своим образом.
«Когда я сочиняю, — говорил Григорий Горин, — подставляю на ту или иную роль того или иного актера. Задача в том, чтобы не только мне было интересно, но и ему. Использовать актера в привычном качестве — самое неблагодарное дело, а вот когда ты понимаешь, что в нем есть такая черта, которую еще никто не открыл, а тебе удалось, — радость несказанная. Например, юмор Олега Янковского, который проявился в «Мюнхгаузене», и сразу стал мне дорог. Ведь мы живем не только в определенном году, но и в определенном состоянии — оно характерно для любой эпохи. Можно писать и играть Мюнхгаузена, Тиля Уленшпигеля, Свифта — и быть современным. В принципе ничего не меняется — человек остается человеком, вечны сложные законы человеческого общества. Грубо говоря, власть всегда развращает, а любовь не есть вспышка, а продолжение во времени...»
Думаю, что именно чувство юмора и врожденное чувство собственного достоинства помогли Олегу Ивановичу в самых «звездных» ситуациях оставаться самим собой и выдержать испытание Москвой и зрительской любовью.
«Москва — очень жестокий город, и нужно быть осторожным, можно голову потерять — это происходило и происходит вчера и сегодня. Я не потерял. Может, воспитание, хорошая генетика семьи помогли: извините за хамство, воспринял все как должное. Вернулось то, что несправедливо было отнято. Наши фамилии и со стороны матери, и со стороны отца — дворянские. Выпрямился и стараюсь (хоть в жизни и сутулюсь) с прямым позвоночником существовать. Безусловно, это момент ответственности — раз уж так сложилось, оберегай и храни. Актерская профессия такова, что известность и популярность — очень тяжелые испытания. Нужно обладать внутренней силой и чувством ответственности перед близкими людьми и коллегами. Это и становится определяющим моментом, все остальное зависит от тебя».
Работая беспрерывно, не жалуясь на отсутствие ролей, артист Олег Янковский дебютирует в режиссуре милой, незатейливой рождественской сказкой «Приходи на меня посмотреть». Чем же руководствовался известный артист, взваливая на себя нелегкую роль режиссера?
— «Приходи на меня посмотреть» — незатейливое кино, чистое и доброе. Сейчас период не самый счастливый — и в вашем кино, и в российском. Я избалован добрым кино — имеются в виду все картины Марка Захарова и советские фильмы, насыщенные добротой. Хотя славянское киноискусство предполагает, что главный герой должен в идеальном варианте погибнуть. «Служили два товарища», один из моих любимых фильмов, — главный герой погибает. И только сейчас мы приходим к тому, что хэппи-энд все-таки нужен, этакий необходимый «свет в конце тоннеля».
Олег Янковский работал на износ — в театре и в кино, размышлял о новых режиссерских проектах, нащупывал новые ипостаси в театре, был полон планов. Снимался много, успешно, у разных режиссеров, но, став «талисманом» Романа Балаяна, навсегда останется в памяти «героем нашего времени» из знаменитых «Полетов во сне и наяву».
— Мне посчастливилось много лет олицетворять героя (не воспринимайте как громкие слова), героя нашего времени. Время изменилось, на смену приходит другой герой, хотя за тех своих не стыдно. Но судьба подбрасывает очень неожиданные вещи. Это и «Райские птицы» Романа Балаяна — если честно, я спокоен за свою роль: человеческие чувства, страдания, любовь, страсть, всегда будут интересовать зрителя. Бог подарил также встречу со Львом Николаевичем Толстым — играю Каренина в фильме Сергея Соловьева. Надеюсь, мой Каренин вызовет симпатию и даже сочувствие. В «Иване Грозном» играю патриарха Филиппа. Это очень важно для меня — коль Господь дал возможность говорить через профессию с людьми о чем-то очень нужном и важном, ведь в погоне за выживанием человек нуждается именно в нормальном человеческом общении. И не важно, царь ты, президент, лицо духовное или землепашец. Снимаюсь в Суздале, играю в театре в Москве, провожу ночи в машине, но живу, получаю удовольствие от работы и хочу работать много и интересно.
Актер, режиссер, общественный деятель, который немало сделал для развития сегодняшнего кино (в течение пятнадцати лет Олег Янковский был президентом кинофестиваля «Кинотавр»), он умел любить и дружить, беззаветно служить профессии, хранить семейные ценности и... летать. Многие из его друзей и соратников еще поделятся впечатлениями от творческого и человеческого общения с ним. А сегодня — ком в горле у Марка Захарова, Романа Балаяна, Александра Збруева, Марка Рудинштейна, Инны Чуриковой и многих, многих других, кто делал жизнь, творил театр и кино вместе с ним. Летел на тарзанке Сергей Макаров в жажде духовной свободы. Презрев условности, улетал на ядре на Луну бескомпромиссный Мюнхгаузен. Научился парить над землей, освобождая душу от нечистот текущего времени, его герой из «Райских птиц». И все они, вместе с их создателем Олегом Ивановичем Янковским, будут пребывать с нами во времени, храня от тьмы и жалких соблазнов наши души, так же, как его, как он считал, оберегал собственный ангел-хранитель:
— Судьба оберегает, а ангел-хранитель ведет. Я не борец, так уж сложилась моя жизнь. И чтобы совсем уж расталкивать друзей и коллег локтями, идя к цели, — такого не было. Были удачные работы, менее удачные, хорошие работы. Может, это и заставляло так долго трудиться. Благодарю судьбу, что так складывалось. В нашем деле быть востребованным на каком-то определенном уровне в течение многих лет — дело не сложное даже — тяжелое...
Президент Украины Виктор Ющенко выразил глубокие соболезнования в связи с преждевременной смертью народного артиста СССР Олега Янковского. «Ушел из жизни прекрасный человек, великий актер, настоящая легенда российского кино и театра. Непревзойденный талант, природное очарование и внутреннее благородство Олега Янковского, созданные им яркие образы завоевали ему искреннюю любовь и уважение миллионов людей в Украине», — говорится в соболезновании, сообщила в среду пресс-служба Президента.