Сегодня на майдане Независимости очередная акция протеста против Налогового кодекса, принятого на прошлой неделе Верховной Радой. И сегодня же этот проблемный документ может быть подписан спикером парламента Владимиром Литвином и передан на подпись Президенту Украины Виктору Януковичу. Как поступит глава государства, неизвестно, хотя новый Налоговый кодекс — это практически краеугольный камень в блоке непопулярных реформ, которые волей-неволей вынуждена проводить Партия регионов. Кодекс — это первая, полученная тяжелой ценой, победа на этом пути. Но и особенно радоваться ей нельзя. Регионалам пора запомнить, что головокружение от успехов — это верный признак будущих еще более серьезных проблем.
С этого тезиса следовало бы начать еще не написанный, но, очевидно, все же очень необходимый сегодняшней Украине «Краткий курс истории Партии регионов». Напомним некоторые этапы. Резкий рост экономики при первом правительстве Виктора Януковича — оранжевая революция. Полученный в качестве компенсации за утерянную власть не совсем легитимный переход к парламентско-президентской республике — конфликт между ветвями власти, подорвавший доверие к ней населения. Попытка второго правительства Януковича (президент Украины — Виктор Ющенко) получить конституционное большинство в парламенте — обвинения в политической коррупции в парламенте и отставка правительства. Наконец, нынешнее полное политическое доминирование (часто используются другие, более резкие термины), обеспечившее принятие Налогового кодекса. Это — тот самый «большой успех», от которого у кого-то опять может вскружиться голова. А не должна бы, учитывая историю...
И, видимо, совершенно не случайно именно в те дни, когда перед Верховной Радой бурлила многотысячная людская толпа, отвергающая новый Налоговый кодекс, в Киеве, после довольно долгого простоя, собрался Совет национальной безопасности и обороны. На нем Президент говорил о пяти актуальных, причем в историческом плане просто сиюминутных, задачах, связанных с национальной безопасностью. И все они направлены отнюдь не на отражение внешних угроз. По словам главы государства, несмотря на многочисленные решения, на протяжении двадцати лет независимости Украины ситуация вокруг национальной безопасности не улучшается, а продолжает ухудшаться. «Поэтому должны говорить не просто о безопасности вообще, а о национальной безопасности развития, которая исходит из проблемных вопросов и угроз следующего, 2011 года, — указал Янукович и отметил: — Невозможны радикальные изменения в экономике без социальной стабильности и доверия людей к собственному государству». Очевидно, в этой фразе Президента, накопившего в свое время большой опыт общения с бастующими шахтерами, если не призыв чуть-чуть притормозить с реформами, затрагивающими интересы людей, то хотя бы наладить с народом эффективные коммуникации, гарантирующие в будущем от всплесков социальной напряженности, подобных нынешним.
Выступая на СНБО, Президент выстроил свои приоритеты национальной безопасности. «Во-первых, успешное проведение реформ и модернизация страны; во-вторых — эффективность самой власти как во внутренней, так и во внешней политике; в-третьих — наличие у власти долгосрочной стратегии развития государства, которую понимает и разделяет общество; в-четвертых — широкая социальная база государственной политики, сохранение стабильной общественной поддержки действий власти; в-пятых — недопущение новых политических кризисов и революций». При этом самой главной угрозой нацбезопасности он назвал кризис доверия людей к власти и государству, а главной задачей на следующий год — проведение радикальных экономических преобразований при условии сохранения социальной стабильности (читай: «недопущении новых политических кризисов и революций»). «Кредит доверия еще сохраняется, но он с каждым месяцем становится все меньшим», — констатировал Янукович и подчеркнул, что в стране растет социальная напряженность, а впереди еще серьезные экономические изменения. Президент считает необходимой широкую информационную кампанию по разъяснению действий власти. «Я сейчас требую от нашего, условно говоря, идеологического блока, Сергей Владимирович (глава Администрации Президента Сергей Левочкин, который занимается информационной политикой. — Ред.), чтобы мы побольше давали информации обществу сегодня: что мы делаем и для чего, и какие будут последствия», — сказал Президент. Он также «посоветовал» премьер-министру Николаю Азарову информировать общественность о реальном состоянии экономики, поскольку многие протесты в обществе связаны с недостатком такой информации. «Скажите людям правду, песни петь не надо», — потребовал Президент.
Тем временем протестные настроения в стране ширятся. Дело дошло до того, что поддерживаемые оппозицией самозанятые предприниматели выставили Президенту ультиматум, требуя не подписывать принятый парламентом Налоговый кодекс. В противном случае они угрожают всеукраинской забастовкой и референдумом на предмет отставки руководства страны и досрочных выборов Президента и Верховной Рады.
Аргументы протестантов требуют внимания. Далеко не самая радикальная из множества организаций, принимавших участие в протестных акциях — Национальный форум профсоюзов Украины, — прогнозирует, что рост налоговой нагрузки, обусловленный новым кодексом, уже через первые полгода приведет к тому, что от 200 тысяч до миллиона частных предпринимателей, а также предприятий малого и среднего бизнеса потеряют от 15 до 45% прибыли, а 500—700 тысяч из них вообще обанкротятся и прекратят свою деятельность. По мнению заместителя главы этого профсоюза Григория Кабанченко, в результате скрытая безработица в стране вырастет с нынешних 8—10% до 30—40%.
Вместе с тем непричастные к малому базарному бизнесу люди продолжают удивляться упорству мелких торговцев: мол, их потери, в сравнении с торговым оборотом, не столь уж велики. Объясняет заместитель секретаря Координационного совета работников рынков Украины Ольга Гайсумова. По ее словам, государство забыло, что втянуло мелкий бизнес в кредитную аферу, а затем резко изменило курс гривни. И теперь многим из самозанятых приходится перенапрягать свой семейный бюджет, чтобы рассчитаться с долгами. Власть также не учитывает, что, кроме официальных налогов, «рыночники» платят множество незаконных, но тем не менее обязательных для них поборов: различным «крышам», администрации рынков, пожарным, ветсанстанциям, милиции. «Мы не в состоянии их официально подтвердить и включить в себестоимость, — с отчаянием говорит молодая женщина. — Тем не менее они существуют, и никто не собирается нас от них избавлять». Словом, глубинные корни нынешнего противостояния власти и малого бизнеса взращены не столько даже жесткостью новых налоговых правил и уж, конечно, не какими-то преступными планами власти по уничтожению малого предпринимательства как класса, о чем на днях в сердцах заявила экс-главный предприниматель страны Александра Кужель, а нашей беспрецедентной коррупцией.
И тут самое время вернуться к СНБО и его роли в стране. Сегодня эксперты вынуждены говорить о кризисе этого консультативного органа при Президенте, превратившегося в своеобразный кадровый отстойник для бывших политиков. Впрочем, как уточняют эксперты, кризис начался отнюдь не при Януковиче. Единственное, чего удалось добиться главному нынешнему постоянному функционеру этого органа — секретарю Совета Раисе Богатыревой, это определенного равновесия между группами влияния на Президента. Но, может быть, это больше заслуга его самого? Как бы там ни было, это создает почву для разговоров о кадровых рокировках. Эксперты совершенно не верят слухам о назначении на СНБО Сергея Левочкина, потому что в этом случае отпадет всякая потребность в Администрации Президента (сюда прочат министра юстиции Александра Лавриновича). В этом случае, как опасаются эксперты, функции АП перетянет на себя администратор Левочкин. Однако эксперты не без одобрения воспринимают вариант с назначением Эдуарда Прутника, который, по их мнению, благодаря своей целеустремленности, мог бы повысить статус СНБО и его влияние на ситуацию в стране. Но в этом случае они не исключают и даже опасаются возникновения конкуренции с Администрацией Президента...
Но кадровые игры здесь в принципе мало что меняют. Престиж и результативность СНБО всегда обеспечивает в основном Президент. И сейчас, как считают эксперты, — мяч на его поле. Между тем люди из компании «сбитых летчиков» нередко подставляют главу государства. Так, отвечая на вопрос «Дня» о том, насколько актуальна и соответствует ситуации в стране задача не допустить «новых политических кризисов и революций», озвученная Президентом на СНБО, директор Института управления им. Горшенина Владимир Фесенко и директор Института публичной политики Виктор Чумак единодушно отметили, что спичрайтеры Президента, похоже, многого не понимают. Эксперты считают: если проводится эффективная экономическая политика, никаких революций быть не может. Так что это не проблема национальной безопасности. «Это должны понимать люди, которые пишут тексты Януковичу», — отметил Фесенко. Сама постановка вопроса о нейтрализации таких угроз, считает эксперт, характерна для тоталитарных режимов. По его мнению, социальную напряженность в демократических обществах необходимо устранять социальной профилактикой и социально-экономической политикой. А роль СНБО может заключаться только в координации работы различных ведомств на этих направлении.