Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ради нескольких кадров...

12 декабря, 2003 - 00:00

Международная ассоциация журналистов презентовала в Брюсселе книгу, посвященную погибшим во время иракской войны журналистам. Cреди них и 35-летний украинец Тарас Процюк. Книга «Dying to Tell the Story» должна увековечить память погибших и напомнить миру, что журналисты требуют лучшей защиты.

Оператору агентства Рейтер, украинцу Процюку посвящена в книге отдельная глава. Его коллега, заместитель главного редактора новостей телевидения Рейтер по Европе, Ближнему Востоку и Африке Данкан Питкэрн рассказывает о жизни и работе Тараса. «Он был храбрым, но рассудительным, спокойным при виде штурма, был сердцем и душой компаний. Тарас освещал большинство конфликтов за последнее десятилетие, но вы об этом не узнали бы, если бы с ним повстречались», — такие слова заслужил погибший украинский журналист. Другой коллега Тараса, работающий в агентстве Рейтер в Москве, добавляет: «По улыбке в его глазах вы никогда не догадались бы, какие трагедии он видел».

Австралиец Питкэрн рассказывает о юности Процюка и его трудовой деятельности. Развал Союза и его космической программы оставлял мало шансов для трудоустройства Тараса по специальности, полученной в вузе, — инженер- аэронавтик. Процюку пригодилось знание шести иностранных языков, один из которых, арабский, он выучил в детстве, живя в Сирии, где его отец работал в течение двух лет. Как пишет Питкэрн, Тарас становится переводчиком в иностранных масс-медиа, затем звукоассистентом. Следующий шаг в карьере — должность оператора. Процюк был готов освещать любой из многочисленных конфликтов на постсоветском пространстве. На протяжении десяти лет он запечатлевал на камеру природные катаклизмы, конфликты и беспорядки в экс-СССР, бывшей Югославии, Афганистане, Пакистане и на Ближнем Востоке. Автор главы о Тарасе рассказывает, как он, освещая землетрясение на Дальнем Востоке, потратил 10 часов только на перегонку отснятого материала. Когда передача видео была закончена, а мир глазами Тараса увидел второе по величине землетрясение в истории России, украинский оператор попросил офис Рейтер в Москве об одном: прислать его зимнюю куртку и другую теплую одежду — при температуре в минус десять Процюк снимал сюжеты, будучи в футболке и джинсах (это была срочная командировка, к которой Тарас не мог подготовиться. — Н.В. )

«Оказалось, что он не только снимал работу спасателей, но и принимал в ней участие. Он проводил съемку в течение пяти минут, затем помогал откапывать уцелевших, запечатлевал на видеопленку раненых, затем ставил камеру на землю, чтобы оказать первую помощь. Он проводил внутривенные вливания для раненых во время перелета в больницы и перевозил их в госпитали».

Во время войны в Косово Процюк провел в Белграде три дня за решеткой — за то, что въехал в Сербию без визы. Тарас остался невозмутимым и только хихикал, что под арест его посадил чиновник по фамилии Милошевич.

Процюк всегда оставался верным своему долгу — показать телезрителям правду. Во что бы то ни стало. Из-за этого в 1999 году он чуть было не остался без работы. Дело в том, что Тарас проигнорировал инструкции из Москвы оставаться на российской стороне границы с Чечней, пока не утихнет огонь. В паре с местным чеченцем Процюк отправляется на окраину Грозного, где снимает первые кадры, показавшие уничтожение чеченской столицы российскими силами.

«...Тарас умер быстро. Он был на балконе гостиничного номера на 15-м этаже гостиницы «Палестина», где остановилось большинство журналистов. Война почти закончилась. Он пережил воздушные атаки, американцы уже вошли в Багдад. Утром он снимал американские танки, продвигающиеся к центру города по противоположному от гостиницы берегу реки. Он чувствовал себя расслабленно, разговаривая с товарищем-оператором Полем Паскалем о планах возвращения домой. Снаряд американского танка, который Тарас заснял лишь несколькими минутами ранее, ударил по гостинице... Поль получил серьезные ранения в ноги, руки и голову, двое других журналистов в соседней комнате также были ранены. Тарас был поражен в грудь и живот. Он не пришел в сознание, когда коллеги- журналисты вынесли его из отеля, и умер на заднем сидении машины, мчавшей его в госпиталь. Испанский оператор Хосе Коусо, снимавший сюжет с балкона нижнего этажа, скончался позже от ранений, полученных во время той же атаки...» — так описывается гибель украинского журналиста, обстоятельства которой до сих пор полностью не выяснены. Данкан Питкэрн с горечью констатирует, что операторы, имеющие особое товарищество, посещают свадьбы, но все чаще — и похороны друг друга.

Наталия ВИКУЛИНА, Брюссель
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ