То, о чем так много говорилось, произошло. Президенты Леонид Кучма, Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко поставили свои подписи под соглашением о создании Единого экономического пространства, в котором, впрочем, сказано, что соглашение должно соответствовать Конституции Украины. Это, как можно понять, и есть та оговорка, которая предлагалась украинской делегацией. Ялта-2003 уже вызвала бурную реакцию президента Молдовы — коммунист Владимир Воронин заявил, что «перспектива Содружества Независимых Государств представляется очевидной. Идеи о возможной модернизации Содружества отвергнуты навсегда. Нам, безусловно, следует перейти к более решительным действиям в направлении Европейского Союза», — резюмировал Воронин. Грузия пока что решила присмотреться. Как передает слова министра иностранных дел этой страны Ираклия Менагаришвили Интерфакс, «возможно, этот союз будет действенным и в будущем привлекательным для Грузии, но в заключенном соглашении и в концепции создания единого экономического пространства сегодня имеются такие положения, которые очень серьезно связаны с суверенитетом и независимостью государств». Уступки, которых требует союз, считает министр Менагаришвили, должны того стоить. Запад на официальном уровне пока что никак не реагировал на событие, накануне которого были высказаны как сомнения в том, что структура, называемая ЕЭП, вообще будет дееспособной, так и сомнения в том, что подобный путь поможет Украине приблизиться к Европе.
Владимир Путин на совещании с ведущими членами российского правительства заявил: «Если удастся подписанные соглашения о создании Единого экономического пространства перевести в плоскость практической реализации, то и другие партнеры проявят больший интерес, и будет шанс к развитию интеграционных тенденций в СНГ на качественно новом уровне».
Само по себе это указывает на прежде всего ритуальное значение всего процесса подписания соглашения о создании ЕЭП. В Украине не были обнародованы никакие обоснованные, сделанные независимыми экспертами экономические заключения о том, что ЕЭП дает и что отбирает (кроме того, что государство действительно теряет часть суверенитета, соглашаясь на регуляторный орган, полномочия которого непонятны, на согласование таможенной, торговой, валютно-финансовой политики). Проводившиеся дискуссии не произвели никакого впечатления на ключевых игроков в деле подписания ЕЭП.
Вся до сих пор обнародованная официальными лицами информация состояла из трех пунктов. Первое — ЕЭП не препятствует Украине продвигаться к Европе, а наоборот, содействует ее экономическому укреплению. Второе — главный интерес Украины заключается в создании зоны свободной торговли. Третье — Украина заинтересована в том, чтобы получать российские энергоносители по ценам, близким к внутренним российским (в этом году Украина получает их по ценам выше мировых).
Слабые места сразу были видны. Россия нуждается в масштабных ресурсах для модернизации своей экономики. Средства от ожидаемых продаж энергоносителей из года в год закладываются в проекты бюджета, и до сих пор ничто не могло повлиять на категорическую позицию Москвы — цены будут рыночными. Казахстан и Беларусь сложно заподозрить в наличии передовых технологий, инновационных методов и свободных инвестиционных ресурсов, которые действительно необходимы для модернизации и экономического успеха. Решений о создании зоны свободной торговли в СНГ было до сих пор немало, все они благополучно провалены.
Остается другое. Владимиру Путину важно не просто выиграть сразу двое выборов — сначала парламентские (осенью), затем — и президентские (весной). В том, что он будет следующим президентом России, сомнений не возникает. Но все равно, из-за того, что прежняя идея — мобилизация нации на борьбу с чеченским терроризмом — больше не сработает, нужна новая идея, которую можно предложить нации. Идея «собирания земель» всегда была близка сердцу россиянина.
В подписанных документах не содержится ни одного упоминания о том, что четыре страны обязуются немедленно ввести режим полностью свободной торговли. Вместо этого есть ссылка на «разноскоростную» и «разноуровневую» интеграцию, что каждый может понимать по-своему.
Есть проблема соответствия соглашения Конституции. Министр экономики Валерий Хорошковский, в частности, в интервью Би- Би-Си отметил, что соглашение сначала должно пройти экспертизу Конституционного Суда. Он также еще раз заявил, что в Соглашении о ЕЭП произошла подмена понятий — «то, что называется зоной свободной торговли, на самом деле является таможенным союзом». По словам министра, «когда мы говорим о таможенном союзе, то я свидетельствую, что это действительно может противоречить нашим европейским усилиям по интеграции, также по вступлению в ВТО, потому что в подобной ситуации мы теряем определенную субъектность».
Очевидно, что в соглашении с самого начала было заложено то, что оно не будет выполняться, во всяком случае, полностью. Таким образом, есть опасность политического давления на Киев, не выполняющий своих обязательств (и таким образом, повод сохранить цены на энергоносители для Украины на уровне мировых). Тем более, что при всех условиях российское правительство вряд ли может полностью влиять на ценовую политику нефтяных и газовых компаний. Есть опасность и того, что даже формальное участие Украины в ЕЭП отложит на неопределенное время завершение переговоров по ее вступлению в ВТО. Эксперты допускали, что именно недопущение вступления Украины в ВТО раньше России было одной из подлинных целей процесса. Так же, как и возможность приобретения российским бизнесом активов предприятий фактически за бесценок — это уже вызывало серьезную обеспокоенность украинских ФПГ.
Председатель Нацбанка Сергей Тигипко убежден, что при условии подтверждения европейских перспектив Украины «дальше зоны свободной торговли мы не пойдем». «Европейскость» будет зависеть исключительно от дальнейших шагов Киева. Интеграция в две различные структуры одновременно невозможна.
...Можно полностью согласиться с Ворониным — СНГ больше действительно не существует. Ялтинское «соглашение четырех» это окончательно подтвердило.