Главное событие политической жизни страны уходящей недели, ялтинский саммит «Украина—ЕС» стал в определенной степени успехом украинской дипломатии. Основные неприятности в отношениях Украины и ЕС касаются экономики, и в этой сфере, к сожалению, саммит ожиданий не оправдал.
Накануне ялтинской встречи Министерство экономики направило в Брюссель план интеграции, предусматривающий на конечном этапе заключение договора о зоне свободной торговли. Но председатель Совета ЕС премьер Италии Сильвио Берлускони лишь вскользь на итоговой пресс- конференции упомянул этот документ, сказав, что его изучение продолжается. На самом деле, Министерство экономики всерьез рассчитывало, что именно в Ялте Евросоюз уже предложит свои замечания к плану интеграции.
Нерешенным пока остается и вопрос увеличения Евросоюзом квот на импорт украинских товаров, в связи с вступлением в него новых членов. С 1 мая 10 стран Центральной Европы примут таможенный режим ЕС, и если квоты останутся без изменений, отечественные производители попросту потеряют перспективные рынки. Заместитель министра экономики Валерий Пятницкий сообщил, что консультации на эту тему планируется начать до конца года. Но тот факт, что в Ялте о квотах никто ни разу не упомянул, указывает либо на неудачу экономического блока правительства (а на саммите работали и Николай Азаров, и Валерий Хорошковский), либо на демонстративное молчание Брюсселя.
Не вошло в итоговое заявление саммита и отношение Евросоюза к перспективам признания Украины страной с рыночной экономикой. Из-за отсутствия этого статуса товары происхождением из нашей страны почти обречены на запретительные таможенные барьеры в случае возбуждения антидемпингового расследования. Президент Леонид Кучма на итоговой пресс- конференции отметил, что решение этой проблемы является приоритетом для Украины. Но тот факт, что это не отображено в главном документе саммита, показателен. Сильвио Берлускони, в свою очередь, откровенно заявил, что рыночный статус наша экономика получит лишь при условии изменений в законодательстве.
Какие именно законы имеются в виду, совместное заявление в Ялте указало как раз довольно четко. «Признавая важность создания инвестиционного климата, ми уверены, что можно достигнуть решающего прогресса в устранении дискриминации в автомобильной отрасли», — говорится в документе. Подпись под ним поставил не только Сильвио Берлускони и Президент ЕС Романо Проди, но и Леонид Кучма. Это указывает на высокую вероятность отмены льгот, которыми пользуются сегодня заводы в Запорожье и Луцке. «Мы согласились стимулировать правительство Украины приложить усилия с целью ликвидации торговых ограничений, которые существуют», — также говорится в итоговом заявлении саммита. Не сложно расшифровать, что под ограничениями Евросоюз, прежде всего, имеет ввиду пошлину на экспорт металлолома, пролоббированный отечественными металлургами. Как раз накануне саммита из Брюсселя поступило очередное требование к Украине отменить эту пошлину, и заменить ее квотой, как это принято во Всемирной торговой организации.
Пока не получила Украина и гарантий относительно упрощенного приграничного режима для своих транспортных компаний. Если уже с 1 мая в новых странах- членах вступят в силу технические требования ЕС к грузовикам, многие украинские компании окажутся просто без контрактов. Если эту проблему не удастся решить, Министерство экономики ожидает, что объем экспорта Украины в страны Балтии после их вступления в Европейский Союз сократится на 20%. Также под угрозой находится и аграрный рынок, рискующий потерять более 60 миллионов долларов экспортных доходов.
Безусловно, заявления Берлускони и Проди относительно членства Украины в ЕС следует считать позитивным знаком ялтинского саммита. Но экономические проблемы, связанные с расширением Евросоюза, угрожают нашей стране уже через полгода. А балтийские страны уже начали процесс денонсации договоров о свободной торговле с Украиной, не дожидаясь этого срока. Эти риски обязывают Кабмин не к победным реляциям, а к немедленному прессингу Брюсселя с целью согласования переходного периода, смягчающего негативные последствия расширения Евросоюза для отечественных производителей.