Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рассказать миру

20 ноября, 2003 - 00:00

После конференции по Голодомору в Колумбийском университете и открытия специальной выставки в штаб-квартире ООН 12 ноября Украинская миссия попросила меня представить фильм «Жатва скорби» на специальном показе для послов и сотрудников этой организации. Миссия получила немало критических замечаний со стороны украинцев за то, что отступила от первоначального намерения внести на рассмотрение Генеральной Ассамблеи резолюцию о признании Голодомора геноцидом. Однако, принимая во внимание, что трое постоянных членов Совета Безопасности — Россия, США и Великобритания — возражали против формулировки «геноцид», было ясно, что резолюция не пройдет. В конце концов, политика — искусство возможного. Разработав заявление, которое смогли подписать 30 государств-членов ООН, Миссия добилась достаточно многого, и на этом можно будет основываться для дальнейших действий.

«По счастью, я — совершенно частное лицо,— начал я свою речь, — что означает, что я пользуюсь роскошью говорить то, что думаю, не ставя при этом в неудобное положение никого другого. Однако хотел бы напомнить вам, что история этой организации связана с именем другого человека, который также называл себя «совершенно частным лицом» — Рафаэля Лемкина, который изобрел термин «геноцид», написал проекты базовых документов — Резолюции Генеральной Ассамблеи № 1:96 (1946) и Международной конвенции (1948) — и работал с делегациями разных стран, чтобы добиться их принятия. В самом деле, права человека, в том числе и предотвращение геноцида — это самая суть того, для чего существует ООН».

Приведя основные документы и доказательства, я продолжил: «Некоторые из нас, в том числе и я, верят, что то, что произошло в 1930-е в Украине, следует считать геноцидом. Другие страны-члены не согласились с этим, и, в лучших традициях ООН, Украинская миссия предложила компромиссное заявление, которое подписали 30 государств. Однако не стоит думать, что на этом все закончится. Третий комитет составил два доклада о геноциде, первый — в 1978 году и обновленную версию — в 1985-м. Второй доклад, подготовленный Беном Уиттэкером, был принят прежде всего для того, чтобы включить туда признание геноцида армян, о котором не упоминалось в первом варианте из-за возражений Турции. Ввиду тех событий, которые произошли после 1985 года в Руанде и бывшей Югославии, рано или поздно встанет вопрос о еще одном пересмотре этого доклада. И тогда Украинская миссия будет наготове, чтобы подать свои предложения».

Я видел, как сидевшие в зале посол Украины при ООН Валерий Кучинский и его предшественник, бывший министр иностранных дел Геннадий Удовенко кивали в знак согласия. Геноцид в Украине стал важным вопросом не только для представителей Украины за рубежом. Позднее в разговоре с Даниилом Лубкивским, вторым секретарем Миссии, который много занимался вопросами, связанными с Голодомором, я услышал от него, что Миссия будет готова к возможному пересмотру доклада Третьим комитетом.

На следующий день в вашингтонском Гарримановском институте мне пришлось вернуться к вопросу о Голодоморе. Профессор Александр Потехин, советник посольства Украины в США, говорил ранее, что когда он заговаривал о геноциде украинцев, его часто обвиняли в национализме. Я добавил, что любое упоминание о геноциде националистично по определению, и привел слова немецкого философа Гердера, говорившего, что человечество делится на нации, равные в своих правах и потенциале, именно эти отдельные нации и их культуры вносят вклад в общечеловеческую цивилизацию. Видимо, Рафаэль Лемкин развивал именно эту идею, когда писал, что если бы не существовало группы людей, называемой «евреи», у нас не было бы Библии, Спинозы и Эйнштейна, если бы не русские — Толстого и Достоевского и что именно для того, чтобы защитить отдельные группы людей, вносящих свой вклад в общемировую культуру, и нужно признать геноцид преступлением. Разнообразие мира делает его богаче, а безликое однообразие вряд ли способно на созидание.

Тем временем американские украинцы продолжают работать над принятием Резолюции Сената № 202, в которой бы говорилось, что сенат США признает Голодомор актом геноцида. Несмотря на активное лоббирование администрации Буша против резолюции, у нее появился двадцать четвертый сторонник — сенатор Хиллари Родмэн Клинтон от Нью-Йорка.

21 ноября действие переносится в Париж, где состоится коллоквиум в Сорбонне — первая в серии мемориальных акций, организованных украинской общиной во Франции при поддержке посольства Украины. Украинцы продолжают рассказывать миру о своей трагедии в надежде предотвратить последующие.

Профессор Джеймс МЭЙС, консультант «Дня», Нью-Йорк — Вашингтон
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ