Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Разрывая кавычки

22 сентября, 2000 - 00:00

«Здесь и теперь» называется экспозиция Александра Гляделова, открывшаяся в Центральном Доме художников. В ней представлены снимки ВИЧ-инфицированных (эти фотографии, а также рассказы изображенных на них людей вошли в книгу, которая вскоре должна появиться). Многие из собравшихся на открытии хорошо помнят прошлую большую выставку Гляделова, посвященную уличным детям, — те снимки и тот шок. Возможно, для кого-то это была первая удачная попытка посмотреть (спрятавшись за объектив фотографа) в глаза беспризорному мальчику из детского приемника- распределителя или улыбающейся чумазой девчонки с Крещатика — посмотреть и не отвести взгляд, чтобы больше не отворачиваться стыдливо.

Такое же чувство возникает и на нынешней экспозиции: ты уже не можешь делать вид, словно не знаешь, что, по прогнозам программы ООН по проблемам СПИДа, ВИЧ-инфицированных в Украине на лето 2000 года насчитывалось 300 тысяч, подавляющая их часть наркоманы, чьи использованные шприцы ты каждое утро находишь в своем подъезде. «Наркоман «ловит кайф» от смеси таблеток, а маленькая девочка катается на качелях» (детская площадка), «Подготовка к инъекции после «варки» наркотиков» (на фоне ободранных стен наркоманской кухни-лаборатории), «Одноразовый шприц, используемый многократно, передают на промывку после инъекции»... Рассказать о них, избегая псевдоромантического налета наркоманских терминов — условных слов в кавычках, не всегда возможно в экспликациях, но фотографии Гляделова разрывают «так называемость» кавычек. Он снимает просто людей — Лену, трех Наташ, Андрея, Алешу; ободранные лица и стены, беззубые улыбки, грязные бинты и похожие на руины атомной станции стены стационара областного СПИД-центра. Одна Наташа в СПИД-центре нашла свою любовь, другая любит свою 13-летнюю дочку и, боясь заразить ее СПИДом, помечает свою металлическую посуду лаком для ногтей, третья Наташа — на фотографии «Наташа с сыном», которая стало визитной карточкой выставки: «Меня, просто фотографа, когда я касаюсь самого потаенного в жизни людей, не удивляет зло, но поражает глубина человечности, которая не умеет уничтожить до конца самое себя», — на словах поясняет Гляделов.

В этот же день в Доме художника, почти в соседнем зале, открылась другая выставка — «Прага — Мала Страна» чешского фотографа Владимира Сиручека, который с 40-х годов снимает район старой Праги, где он живет: улица Неруды, Карлув мост, Стрелецкий остров, лодочная станция, старенький рыболов (безусловно, разные рыбаки) осенью и летом, весной… И вспоминая гляделовскую экспозицию, хоть бы и те пять фотографий, которые рассказывают о жизни Алеши: «Алеша делает инъекцию» (в шею при помощи зеркала), «Алеша после инъекции», «Алеша возвращается домой», «Алеша работает над текстом брошюры о СПИДЕ», «Алеша умер от СПИДа», — появляется острое, на грани инфаркта желание дожить до старости.

Леся ГАНЖА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ