Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реформаторский драйв в Кузьминцах,

или Рецепты от собственника
19 февраля, 2003 - 00:00

Отовсюду обращаются дипломированные врачи к господину Бойко из Кузьминец на Хмельнитчине, из села, которое затерялось где-то на границе четырех районов. «Прочитали в газете («День», №21), что я объявил конкурс на врача, вот и звонят по телефону, пишут, приезжают. Главный врач района говорил мне, что и его спрашивают, может ли быть такое», — объяснил фермер Севастьян Бойко.

Информация «Успешный фермер приглашает на работу врача» вызвала ажиотаж. Напомним, речь шла о том, что успешный фермер Севастьян Бойко объявил конкурс на врача для своего села. Победителю обещаны дом, 350 гривен зарплаты и «стартовый пакет» для подсобного хозяйства в виде скота. Теперь Севастьян Иванович просит, кто ищет место работы, чтобы не беспокоились: «Я уже определился. Жду врача из Италии. Знаю этого уважаемого человека давно. Лечил людей в соседнем селе, но беда заставила поехать на заработки на чужбину. Наконец возвращается домой». Фермер готовится к этой встрече, как и пообещал, будет для врача новая усадьба, зарплата, только что выстроенные и оборудованные медицинские амбулатории. С. Бойко считает, что создал оптимальную модель социального развития села Кузьминцы. На средства фермерского хозяйства. Бойко подчеркивает: «Директора школы учим на компьютерных курсах в Теофиполе, райцентре. А компьютер для учебного заведения купили раньше. Отличникам по результатам учебного года выдаем стипендии — по 200 гривен каждому. Пусть будет стимул к науке и образцовому поведению. Детский садик — на полном иждивении хозяйства. Ну, а культурой в селе моя Антонина Кирилловна занимается на общественных началах».

Антонина Кирилловна Бойко — жена фермера. Она только что вернулась из Хмельницкого. Рассказала: «Ездили автобусом в полном составе любительской группы на третью, последнюю примерку. Модистки пообещали, что костюмы будут готовы к Восьмому марта. Задаток я уже заплатила».

Оказывается: самодеятельные кузьминецкие артистки и артисты в возрасте от 19 до 63 лет дадут на женский праздник концерт для своих односельчан в новых костюмах, сшитых в самом дорогом салоне мод областного центра. «Есть швеи и в Теофиполе, однако мы решили: пусть будет дороже, да лучше», — объясняет Антонина Кирилловна, жизнерадостная и инициативная женщина среднего возраста.

Она создала коллектив художественной самодеятельности из представителей села, у которых ее муж взял в аренду землю площадью почти в тысячу гектаров. «Трудно было людей расшевелить, чтобы на репетиции по вечерам ходили. Но ничего, меня в Кузьминцах слушают. Репертуар я сама составила и некоторые частушки о нашей сельской жизни написала», — говорит Антонина Бойко. За землю фермер заплатил арендодателям в прошлом году по тонне зерна. «В прошлое воскресенье ездила на рынок в райцентр. Было в рейсовом автобусе много женщин из разных сел. Как услышали, что у нас такой расчет за пай, так и не поверили», — рассказывает доярка Наталья Григорчук. Она знает, что отовсюду идут в Кузьминцы, чтобы хоть вязку соломы выписать: «Кто сдал свой пай Бойко, тот берет солому за «спасибо». Этого добра здесь хватает. Сколько нужно, столько и берет, чтобы скотине в стойло бросить. А в ясли наши не кладут зерна, сена хватает».

Что же касается доярки Натальи Григорчук, то она, как заявил Севастьян Бойко, ударница капиталистического соревнования. Выяснилось, что фермер Бойко не отказался от «многих атрибутов счастливой колхозной жизни». Организовал среди работающих «трудовое соревнование, итоги которого подводим ежегодно». По результатам 2002-го Наталья Григорчук получила 500 гривен премии. «Еще двум дояркам, Надежде Парфенюк и Наталье Кравчук, дали по 400 гривен, четырем дояркам — по 250 гривен», — сообщил Севастьян Бойко.

Лучшей телятнице Анне Вальчук вручили «живую премию» — нетель, которая уже стала высокоудойным первенцем в ее личном подсобном хозяйстве. «Те же труженицы ферм, которые еще не добились выдающихся результатов своего труда, также не обижены: с торжественного подведения итогов соревнования вернулись домой с гусями», — рассказывает фермер о том, как организовал соревнование.

Вот как, объясняют, решается вопрос о том, почему кузьминецкие коровы к молоку способны — дают по пять или по шесть тонн молока за год «при низкой себестоимости продукции». Фермер считает, что «наиболее удойной для нас была, есть и будет «соевая корова» — машина такая». Это — оборудование, на котором соя готовится к скармливанию скоту.

Приезд «на смотрины» этой машины одного человека из соседней Винницкой области произвел на Севастьяна Ивановича незабываемое впечатление:

«Я как раз был в конторе хозяйства, когда, вижу, под окнами остановилась дорогая иномарка. Вышел из машины водитель, позвал меня к своему пассажиру. Иду. А пассажир? «Соевую корову» покажите-ка», — обращается ко мне. За показ, отвечаю, денег не беру. Поехали на ферму, где эта машина доится. Я — впереди, иномарка — за моей «Волгой». Зашли в здание, жду, что этот пассажир выйдет. Почему-то не идет. Но я сам вышел. «Не вынесу же я машину на двор», — говорю. И что вижу? Берет водитель своего пассажира на руки и несет. Потому что пассажир — инвалид, без обеих ног. Занес в здание, положил человека на пол. А тот командует: «Занеси с той стороны, занеси с этой стороны...» Лег под машину здесь, лег там — везде заглядывает. Ну, думаю, этот человек, у которого ног нет, — не инвалид. Он, как потом рассказал, взял землю в аренду где-то в пяти или в шести селах... Вспоминаю, организовали в наших Кузьминцах семинар для фермеров. Прибыли со всего края. Молодые, здоровые. Но их одно только интересовало: заколол ли фермер кабана на обед для гостей?»

Откуда соя в Кузьминцах? Рассказывает жена фермера Антонина Бойко:

— Вернулся мой Севастьян с какой-то выставки в Киеве. Осторожно вытащил из кармана семена сои, подсчитал — 15 штук. Возьми, говорит мне, и посей на нашем огороде за хатой. Что и сделала. Люди за картофелем ухаживают, а я — за соей. Из тех 15 штук уже получили много семенного материала. И еще немного семян купили, чтобы занять сотню гектаров этой высокобелковой и, кстати, урожайной культурой.

Корреспондент «Дня» приехал в село Кузьминцы на третий день после того, как в Киеве прошло Всеукраинское совещание по вопросам стратегии развития аграрного сектора. Обратился к фермеру:

— Как указывалось на совещании, основная проблема, которая беспокоит крестьян, касается кредитования. Не так ли, Севастьян Иванович?

— Я, извините, проклял те кредиты. В прошлом году взял на свою грешную голову 250 тысяч гривен. Чтобы посеять. Наслушался болтовни, думал, что выиграю. А чем закончилось? Взяли аж 32 процента учетной ставки. Банкир ничего не приложил к тому, чтобы столько заработать. В залог отдал ему скот и свиней. Наслушался он от меня. «Шкуродер!» — так я ему и сказал. Отдал деньги, чтобы уже никогда и ни у кого не одалживать — ранее указанного срока отдал.

— Как же тогда вести расширенное воспроизведение производства, ту же технику обновлять?

— За свои, заработанные деньги. Кстати, с той импортной техникой я также обжегся. Купили «бэушный» зерновой комбайн, который был десять лет у какого-то немецкого фермера. Он его там добил до ручки. Это сказки, что они такие уж заботливые. Пока эту машину, как говорят, до ума довели, потратились, как на новую. Надо брать технику от своего, украинского производителя. Но в Кузьминцах пока что достаточно сельхозмашин.

Главный вопрос — думать, как приумножить, не обманывать людей, как некоторые. Тот, кто кричит, что аграрная реформа довела село до обнищания, — самый первый вор. Он только и думает, как украсть. Не верьте ему.

— Неужели не надеетесь на то, что совещание в Киеве даст результат?

— Вы же взгляните кругом: весна идет. В прошлом году в эту пору я уже подготовил почву к севу сахарной свеклы. У власти нет времени, чтобы к посевной обеспечить результат... В совещаниях, семинарах, в других мероприятиях я участия не принимаю. От Теофиполя до Киева — только разговоры. Создают видимость дела, напускают туману, что они чего-то стоят. Пусть лучше не мешают нам работать.

— Однако на совещании говорилось о том, что тревожит большинство ваших, Севастьян Иванович, коллег.

— Оно и меня беспокоит... А когда и где говорили не то, что нужно? Пусть сначала сделают все то, что обещали, а мы здесь, в Кузьминцах, посмотрим, что из этого будет. Тогда, может, не только на себя надеяться будем.

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День», с. Кузьминцы, Теофипольский район, Хмельницкая область
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ