Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реклама —двигатель болезни?

Надеясь на целебное действие пищевых добавок, пациент теряет время
17 марта, 2001 - 00:00

Если вы не любите следить за своим здоровьем, ходить к врачу — доверяйте рекламе. Практически любое заболевание (если верить рекламе), включая злокачественную опухоль, атеросклероз, сердечную недостаточность, оказывается, излечимо посредством уникальных препаратов, которые были разработаны в тайных лабораториях и ранее были недоступны простым смертным. Согласно рекламе, в состав подобных лекарств, а точнее пищевых добавок (поскольку большинство подобных «чудодейственных» средств не зарегистрировано как лекарство), входят природные компоненты, которые не только исцеляют от всех существующих недугов, но и даже регенерируют клетки сердца и нервной системы, что для современной медицины является просто невозможным. В связи со сложившейся ситуацией, когда с каждым днем подобные «чудотворные» средства становятся все более популярными на отечественном рынке, и доверие граждан к ним возрастает, на базе Института кардиологии имени Стражеско была создана инициативная группа. Группу возглавил заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор Валентин Шумаков. Члены инициативной группы считают необходимым обращение в Комитет Верховной Рады по медицине с целью законодательного урегулирования вопроса о недобросовестной рекламе медпрепаратов.

В начале 60-х годов уже прошлого века Всемирная организация охраны здоровья разработала требования к современным лекарственным препаратам. Среди таких критериев, как безопасность, доступность населению и приемлемость для пациента первое место занимала эффективность. Для доказательства соответствия лекарственного препарата этому критерию современная медицина практикует целый ряд испытаний, среди которых так называемое «двойное слепое исследование»: ни пациент, ни лечащий врач не знают, что принимает больной, — то ли лекарство, то ли плацебо, «пустышку». Только прохождение этих испытаний дает право называть лекарство эффективным по отношению к той или иной болезни. Безусловно, пищевые добавки не проходят подобных испытаний и, кроме того, нередко ссылки на то, что средство одобрено Министерством здравоохранения и его эффективность признана научно-исследовательскими институтами, как сообщили корреспонденту «Дня» в Институте кардиологии имени Стражеско, вызывают большие сомнения. Более того, по словам Валентина Шумакова, заведующего отделением инфаркта миокарда и восстановительного лечения Института кардиологии имени Стражеско, реклама лекарственных препаратов, которые на самом деле не имеют лечебного свойства, является одной из многочисленных причин резкого увеличения уровня смертности в Украине. Принимая разрекламированное и дорогостоящее средство, которое при этом является абсолютно неэффективным, пациент тем самым упускает тот момент, когда еще возможно полное излечение либо приостановление процесса заболевания. Во многих западных странах перед тем как реклама появляется в средствах массовой информации, она должна пройти так называемое лицензирование ассоциацией врачей либо вообще разрешена только в специальных медицинских изданиях, недоступных широкому кругу читателей. Несмотря на это, в США ежегодно около ста тысяч граждан становятся жертвами побочных действий лекарственных препаратов. Сколько подобных случаев в Украине — точных данных, к сожалению, пока нет.

На данный момент в Законе о рекламе отмечено, что в рекламе пищевых добавок запрещена ссылка на лечебные свойства, если их наличие не доказано в установленном порядке, а также размещение данных, которые могут создать впечатление, что при условии употребления данного средства, консультация со специалистом не является необходимой. За недобросовестную рекламу предусматривается ее публичное опровержение, запрет или наложение штрафа. Однако все дело в нюансах. вые добавки сейчас вообще запрещены. Наше же законодательство в этом смысле отстает. Им не предусмотрен следующий аспект: если пищевая добавка содержит лекарственные компоненты, она должна проходить экспертизу как лекарство, а не как добавка. В нашем законе четко не указано, что есть биологически активная добавка как истинно пищевая добавка, а что есть биологически активная добавка, которая по существу является лекарственным средством. На последнем заседании Государственного фармакологического комитета, где при

КОММЕНТАРИИ

Исаак ТРАХТЕНБЕРГ, академик АМНУ, член-корреспондент НАН:

— Я считаю, что лекарственные препараты вообще не могут быть предметом рекламы, а в нашей стране и при нашем менталитете — особенно. У нас существуют научно-популярные программы, которые ведут врачи. Они могут информировать граждан о новых лекарственных средствах и о том, чем они отличаются от других, высказывать свое мнение. Если бы у нас существовала система домашних врачей, которые бы систематически наблюдали пациента и могли рекомендовать ему те или иные препараты согласно со спецификой организма, подобная реклама могла бы быть допустимой. Но учитывая то, что наш народ воспринимает на веру все то, что звучит в средствах массовой информации, подобная реклама носит просто агрессивный характер. Кроме того, ведь очень часто одни и те же средства в одних источниках фигурируют как лекарства, а в других как пищевые добавки. В США созданы комитеты по контролю за продуктами и лекарственными средствами. Ими были опубликованы данные о том, что было зафиксировано около тысячи случаев тяжелых побочных явлений, которые были результатом потребления разрекламированных пищевых добавок, содержавших вредные для организма человека вещества. Эксперты Европейского Союза обсуждали этот вопрос, и во многих странах пищесутствовал и министр здравоохранения страны, был рассмотрен этот вопрос. Пока в законодательном порядке не будет четкого разграничения между лекарствами и пищевыми добавками, необходимо при Министерстве ЗДРАВООХРАНЕНИЯ создать экспертную группу, в состав которой бы входили специалисты разного профиля (фармакологи, гигиенисты). Эта группа четко должна определить объективные критерии, которые бы давали возможность в одних случаях расценивать биологически активные добавки как пищевые добавки, а в других — как лекарство.

Василий НЕТЯЖЕНКО, профессор Национального медицинского университета имени Богомольца:

— В последнее время наметилась тенденция постоянного ухудшения здоровья населения. В первую очередь, на мой взгляд, это связано с элементарным фактором. Дефицит аминокислот, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, витаминов и макроэлементов приводят к достаточно серьезным заболеваниям. В последнее время активно применяются биологически активные пищевые добавки, действие которых направлено на коррекцию дефицита пищевого рациона. Согласно аннотациям, их специфичность заключается в том, что они, действуя на клеточном уровне, нормализуют обмен веществ и, в частности, углеводного и липидного профиля, что является, подчеркиваю, ПРОФИЛАКТИКОЙ атеросклеротических изменений в сосудах и прочих заболеваний, но никак не имеет лечебного воздействия. Биологически активные добавки могут использоваться лишь в качестве вспомогательных средств при лечении заболеваний, потому что они улучшают энергетические процессы на клеточном уровне, ликвидируя метаболические нарушения. Например, при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, целесообразно употребление биологически активных добавок с содержанием L-аргинина и коэнзима Q10. Длительные клинические исследования не подтвердили того факта, что симптоматическая терапия биологически активными пищевыми добавками оказала влияние на выживание больных. Единственным пока исключением являются бета-блокаторы, использование которых улучшало выживание больных после инфаркта-миокарда. Все же для подтверждения или опровержения эффективности биологически активных пищевых добавок необходимы дальнейшие клинические исследования, поскольку широкомасштабных исследований по этому вопросу пока не проводилось. То есть, сейчас нет достаточных оснований рекомендовать рутинное применение биологически активных пищевых добавок для профилактики тех или иных заболеваний.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ