Эта проблема пробивалась к нам непросто. Сквозь десятилетие лжи и умалчивания. То, что происходит сегодня с нашим общественным организмом, подобно состоянию человека, который после глубокого заморожения, попав в тепло, чувствует, как «отходят» конечности. Это нестерпимо больно, но это и есть возвращение к жизни. Многих страшит боль знания. Но смеем предположить, что она спасительная.
Многочисленные материалы, посвященные Голодомору 1932—1933 годов, которые «День» поместил на своих страницах, изменили и наших журналистов, которые по-новому увидели свою историю и узнали своих соотечественников. Я бы особо хотела отметить из опубликованного два письма. Татьяны Никитюк, которая несмотря на ужас пережитого, нашла в себе мужество вспомнить, — это письмо меня просто перевернуло. И Людмилы Кривенко, поставившей самый главный вопрос — о моральной ответственности. Тех, кто предавал, молчал, кто не подал руки помощи и кто до сих пор смеет утверждать, что Голодомора не было, и не наши братья и сестры в страшных муках умирали на улицах безразличных городов...
Даже хочется пожалеть их — и сегодня пребывающих в состоянии глубокого анабиоза.
Всем, кто помнит, — журналисты «Дня», наши авторы и друзья — предлагают сегодня принести цветы к памятному знаку жертв Голодомора, а вечером, с 20.00 до 21.00 зажечь в своих окнах свечи — свечи памяти, скорби и единения.