У врачей нет единого мнения относительно целесообразности введения закона о принудительном лечении. В принятом Верховной Радой 5 июля законе «О борьбе с заболеванием туберкулезом» прописан механизм, который касается больных, находившихся под стражей. Согласно закону, из мест заключения в обязательном порядке должна поступить заявка в районный диспансер о количестве вышедших на свободу больных туберкулезом, каждый из которых должен стать на учет. В случае же уклонения больного от лечения, его делом будут заниматься местные судебные органы. Однако если взять во внимание то, что в судах самые криминальные дела ждут своей очереди годами, сомнительным кажется работа этого механизма, как и, впрочем, многих других, отмеченных в законе.
Несмотря на то, что в Украине объявлена эпидемия туберкулеза и СПИДа, последнему, благодаря содействию международных организаций, уделяют намного больше внимания, в то время как их взаимосвязь очевидна: 30% ВИЧ-инфицированных являются носителями палочки Коха, а остальные, из-за отсутствия иммунитета, — потенциальными ее реципиентами.
Туберкулез всегда называли болезнью бедных. Экономическая ситуация в стране, когда многие наши сограждане не могут полноценно питаться, ослабленная иммунная система, как следствие Чернобыльской аварии, приносят свои плоды. По количеству заболеваемости практически все бывшие союзные республики находятся на уровне стран третьего мира. Понятно, что победить бедность крайне проблематично, но делать шаги для того, чтобы воспрепятствовать вспышкам туберкулеза, вполне реально. Недавно принятый закон, по словам заместителя заведующего секретариатом Комитета ВР по вопросам здравоохранения материнства и детства Николая Приза — это, в первую очередь, свидетельство внимания высших органов власти к этой проблеме, что является основным пунктом разработанной Всемирной организацией здравоохранения стратегии по борьбе с туберкулезом. Согласно закону, государство гарантирует бесплатное лечение, включая и санаторн ое, больных туберкулезом, обеспечение их набором необходимых медикаментов, а также предусматривает профилактику для членов семьи больных. Особые статьи уделены питанию и содержанию туберкулезников в больницах, также обозначено, что выполнение этих статей должно контролироваться местными органами власти, которые систематически должны предоставлять Верховной Раде отчет о своей деятельности.
Естественно, что подобная «бесплатность» требует немалых средств, которых, как известно, в бюджете здравоохранения нет. По словам Николая Приза, деньги есть только на бесплатные медикаменты для больных, а остальное пока зависает в воздухе. Кроме этого, закон еще и вызвал бурю негодования со стороны Министерства финансов, которое яростно выступает против льгот врачам- фтизиатарам, труд которых признан среди медиков одним из самых опасных и неблагодарных. Имея непосредственный контакт с больными, страдающими открытыми формами туберкулеза, среди них нередки случаи заражения, да и контакт с социально кризисными группами людей, которыми является больше половины больных туберкулезом, не всегда легок и приятен. Льготы же заключаются в предоставлении бесплатных путевок и 36 дневном оплачиваемом отпуске. А больные туберкулезом врачи, согласно закону, кроме этого имеют право на улучшение жилищных условий и увеличение отпуска. Основной аргумент министерства финансов — это дополнительные расходы, которые потянут за собой льготы. Выделение из бюджета дополнительных 10 миллионов в данной экономической ситуации практически нереально.
В Киевском городском специальном противотуберкулезном диспансере «Дню» сообщили, что тут особых проблем не возникает: «И медикаментами обеспечены, и оборудование исправно работает, и питаются больные хорошо». Правда этим никак не могут похвастаться противотуберкулезные диспансеры на периферии. В Дзержинском диспансере средств катастрофически не хватает. Недавно вышел из строя рентгеновский аппарат, без которого, как известно, качественная диагностика просто нереальна. Его же починка, по предварительным расчетам, обойдется в сумму не менее семи с половиной тысяч гривен. Единственный выход — найти спонсора, но на сегодняшний день никто не спешит помочь единственному в районном центре противотуберкулезному диспансеру. Кстати, здесь работает всего 2 врача, которые занимаются ста двадцатью больными, которые на сегодняшний день находятся в диспансере. Коек же всего сто, а кроме этого и с питанием возникают большие проблемы. Больные практически не получают молочных продуктов, свежих овощей и фруктов, которые так необходимы при лечении туберкулеза, да и теми порциями мяса, что им выдаются, сложно насытиться взрослому человеку. Заметим, что этот диспансер находится в Донецкой области, где показатели заболеваемости одни из самых высоких по Украине.
А сама болезнь в это время приносит все новые сюрпризы. Недавно выяснилось, что на свет родился новый штамм туберкулеза, устойчивый к антибиотикам. Понятно, что подобная ситуация требует новых научных разработок в этой области. Но несмотря на то, что в законе предусмотрено выделение средств и на научную работу, ее реализация практически невозможна по банальной для нашей страны причине — нехватка современного технического оснащения. Сложно говорить о каких-то революционных открытиях в этой области, если в Украине даже не производится даже вакцина, которую приходится закупать за немалые деньги в западных странах.
Таким образом, хотя появление закона «О борьбе...» — уже сам по себе серьезный шаг, который показывает, что проблема не остается в тени, без реального обеспечения его выполнения закон останется только благим намерением.