Удивляться, однако, было чему. В первую очередь лозунгам, которые произносили многочисленные разноцветные ораторы — голубо-желтые, красные и красно-черные. Вот несколько типичных фигур красноречия: «Сбросим иго власти!», «Люди — берите власть!», «Снесем, как половодье, власть!», «Пусть ненависть объединит нас!», «Позор режиму!», «Прочь кучмократию!» и пр. Как видим, лидеры оппозиции говорят не просто об отставке Президента страны, а о «свержении власти» в стране, иными словами — о подстрекании украинцев к чистому бунту («Люди — берите власть!»). Особое ударение сделаю на том, что ни в одном из многих выступлений — ни в одном! — не была упомянута какая- нибудь, хотя бы туманная, программа действий, будущая стратегия для «Украины без Кучмы!» (Если не считать экономической программой оппозиции такие примеры профессионализма, как «Не дадим Чубайсу устанавливать цены на нефть и газ!» или «Никогда, никогда, никогда украинская энергосистема не объединится с русской!»).
Создавалось странное но устойчивое впечатление, что для лидеров оппозиции не существует других проблем, кроме как избавиться от действующего Президента. А «Кого посадить на его место», кого «Кликнуть атаманом» совсем выпало из системы политических лозунгов оппозиции. Как будто никого — ни политиков, ни народ, — не волнует будущая политическая и экономическая стратегия «Украины без Кучмы». И что вообще предлагает стране оппозиция вместо того, «что имеем»? До сих пор — ничего, ибо немногочисленные упоминания о «Парламентской республике» нельзя воспринимать серьезно — такую репутацию имеет сейчас Верховная Рада.
Если посмотреть на сегодняшние события немного со стороны или с исторической перспективы, то получается одно — чистый бунт, а не политика. Попытка демагогичными лозунгами преобразовать народ в толпу, а в общем — раскачивание той дырявой лодки, в которой все мы еще как-то держимся на воде. Раскачивание без оглядки на то, что на горизонте не видно ни одного иного «плавсредства». Напомню еще раз — на митинге выступали не простые люди, а наши ведущие политики, народные депутаты, руководители партий и фракций. Что это? Просто грубая политическая игра? Или, хуже того, — безответственность, легкомысленность, неспособность видеть дальше следующего шага? Или еще хуже — цинизм; вот, повалим, разрушим, а там посмотрим.
Можно себе только представить то политическое побоище, раздор, борьбу не на жизнь, а на смерть, которые начнутся на руинах теперешней власти (если, конечно, до этого дойдет). И не только между членами оппозиции. Ибо в тени гладиаторской арены сейчас караулит немало шакалов, готовых к решительному прыжку в подходящий момент.
Оказалось, к сожалению, что существует полная «симфония» между «стратегией» оппозиции и взглядами людей, которых она собрала вокруг себя. До и во время митинга возле Памятника я побеседовала с несколькими десятками присутствующих киевлян и жителей других городов (Бердичев, Житомир, например). Всем задавала один вопрос: «Кого хотите видеть на месте Президента Кучмы?». Не все и не сразу понимали, о чем я спрашиваю, ибо были одержимы другим: «Кучму прочь!», «И при чем здесь это?» Потом, однако, начинали все-таки думать и пытались дать ответ. Мой простой вопрос разделил людей на три приблизительно одинаковых группы. Наиболее воинственные, «конструктивные и дальновидные», категорически заявляли: «А кого угодно, как угодно, только не Кучму! Кучму — прочь! Кучму — прочь!» Затем пусть хоть потоп. Вторая группа включала людей, назовем их «оптимистенками», которые патетически твердили, что «Украина — большая страна, имеет талантливый 50-миллионный народ. Так что же — среди них не отыщется порядочный человек?» Кто, когда и каким образом будет искать этого порядочного человека, — над этим сегодня некогда задумываться ни политикам, ни взволнованым политиками людям. Третья категория опрошенных митингующих состояла из политиков-дипломатов. В ответ на вопросы они тонко ухмылялись и твердили: «все согласовано и решено (между социалистами, крайними правыми и олигархами?), но еще не пришло время». Последующие расспросы выяснили, что одни имели в виду «украинскую Жанну д’Арк», другие — господина Ющенко, еще другие — «кого-то» из Руха, а самые большие конспираторы очевидно, намекали на «человека, который долго молчал» (так его представили на митинге), т.е. господина Александра Мороза.
Все эти люди сегодня «объединены ненавистью». Не удивительно, что самый большой резонанс имели на митинге строки стихотворения «...Добре вигострить сокиру...» Начинает казаться, что это едва ли не единственная успешная фаза нашей политической жизни. Во все времена. Но, вопреки традиции, непрофессионально, нечестно и безрезультатно выводить людей на улицы и бурлить опасную ненависть в обществе ради единственного — разрушения, руины.