За последнее время не один ресторан из тех, которые более привычно
было бы видеть на Мэйн-стрит любого города США, открылся в Харькове.
«БАСКИН РОББИНС»
Один из них — «Баскин Роббинс». Мебель цвета жевательной
резинки, приветливый персонал, одетый в униформу, мороженое с 35 разными
наполнителями, не говоря уже про банановые сплиты, молочные коктейли, флоуты
(мороженое, плавающее в кока-коле или другом напитке. — Ред. ),
торты — все в точности, как у нас дома.
Только вот на этом рынке все это стоит дороговато для среднего
украинца. Мороженое «Баскин Роббинс» по цене 5, 50 грн. за одну порцию
и торт за 51, 50 грн. недоступны средней украинской семье. Но, как объяснила
менеджер Светлана Андрейчук, качество этого мороженого выше, чем у местных
сортов. Мороженое производится в Москве на фабрике совместного российско-американского
предприятия и импортируется в украинские кафе в Харькове и Одессе. И именно
таможенные пошлины повышают цену, сказала Светлана. «Думаю, что для украинских
покупателей мы должны добавить в ассортимент выпечку, — сказала она. —
В своей рекламе мы рассказываем публике, что «Баскин Роббинс» производит
мороженое с 1945 года, причем только из натуральных ингредиентов. Мы устраиваем
костюмированные праздники для именинников с клоуном и конкурсами. В Москве
около 20 кафе «Баскин Роббинс», но на здешний рынок мы прорвались совсем
недавно». Она выражает надежду, что кафе на открытой площадке, особенно
в парке Горького, поможет привлечь клиентов.
«ФЛОРЕНЦИЯ»
Другой, недавно открытый в Харькове совместный ресторан,
предлагает итальянскую кухню.
Карола Боккьо, уроженка центрально-итальянского города
Пескара и метрдотель «Флоренции», с большим энтузиазмом говорит об открытии
своего уникального ресторана в Харькове. Больше всего ее радует возможность
культурного обмена между Украиной и Италией.
«У итальянцев культура еды очень развита, и для нас совместная
трапеза имеет символический смысл. Это встреча людей, которые вместе сидят,
вместе едят, вместе работают, — объясняет она. — Именно это я хочу предложить
нашим посетителям».
«Флоренция» — совместное предприятие украинской и итальянской
компаний, которые пригласили Боккьо в Харьков, чтобы обеспечить создание
подлинной итальянской атмосферы в украинском окружении.
Одна из ее обязанностей — обучить персонал подавать пищу
«в итальянском стиле». «Очень важно, чтобы всем, сидящим за столом, блюда
подавались одновременно, — говорит она, — и чтобы посуду не убирали со
стола, пока все не закончили есть». По ее словам, это один из наиболее
удручающих аспектов украинской ресторанной культуры, и именно этому труднее
всего обучить украинский персонал. «Но они стараются», — прибавила она.
Еду здесь готовит итальянский шеф- повар. Он научил своих подчиненных-украинцев
делать макароны вручную и создавать ароматные блюда, входящие в меню. Тортельони
«Веккья Фиренце», «Тальятелле триколоре кон иль рагу» (томатные, шпинатные
и обычные макароны с мясом), лазанья, равиоли «Дольче Фиренце» (сладкие
равиоли), тирамису (со сметаной вместо итальянских сливок) — все это подается,
как сказала Боккьо, по «умеренным ценам». «Студенты сюда не придут, — сказала
она. — Наша публика будет принадлежать к определенному классу, но цены
не будут чересчур высокими». Обед из восьми перемен, включающий закуски,
пасту, мясное блюдо и десерты, обойдется вам приблизительно в 150 грн.
с человека, не считая алкогольных напитков. Наши напитки (белое вино, минеральная
вода и послеобеденные ликеры) стоили по 25 грн. с человека. Ингредиенты
для блюд представляют собой своего рода сборную солянку из разных культур.
«Мясо мы покупаем здесь, — рассказывает Боккьо, — потому что мясо в Украине
очень хорошее. Но те продукты, которые мы не можем здесь найти, приходится
импортировать из Италии». Какие именно? Растительное масло, уксус, вина,
сыры поставляются непосредственно из Италии. «Конечно, я бывала в других
здешних итальянских ресторанах, — сказала она, — но там используют украинские
макароны. А для таких вещей очень важно, чтобы вкус был подлинно итальянским».
На вопрос о возможной конкуренции со стороны этих ресторанов Карола только
улыбнулась. «Думаю, все будет в порядке», — ответила она. Интерьер ресторана
действительно «классный». Он расположен на харьковском ипподроме, который
некогда служил ареной бегов, а также региональных и национальных автогонок.
Хотя здание выходит фасадом на обшарпанную, заброшенную беговую дорожку,
само оно полностью обновлено и выглядит роскошно. Обеденный зал на 150
гостей, меблированный круглыми столиками, имеет сводчатый потолок, половина
которого сделана из матового стекла, и в дневное время холл залит естественным
освещением. Другая половина свода расписана панорамными видами бегов. Свод
покоится на колоннах, украшенных золотыми рельефами; с обеих сторон помещение
обрамляют увитые плющом лестничные площадки, оформление которых напоминает
о Ромео и Джульетте. Бар с длинной стеклянной стойкой, струнный квартет
на балконе и два оригинальных фонтана придают некоторое своеобразие помещению.
Но на вопрос о том, как идут дела, один из официантов ответил: «Так себе.
Проблема в том, что у людей в Харькове слишком мало денег... Но загляните
сюда вечером — тут в самом деле шикарно».
«ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕКАРНЯ»
Однако для того, чтобы пробиться на харьковский рынок,
вероятно, нужно некоторое время, как это произошло с «Французской пекарней».
Она открылась на ул. Пушкинской два года назад, но хотя ее своеобразный
интерьер, французская музыка и ароматы свежей выпечки привлекали к себе
внимание, публика повалила в нее валом лишь спустя некоторое время. А сейчас
«Французская пекарня» расширяет производство, размещая печи в других точках
города для выпечки круассанов и хлеба, которые будут продаваться в киосках
и в метро. «Французская пекарня» — украинское предприятие с инвестицией
французской компании «Еврофурс», чей представитель провел в Харькове месячные
курсы для обучения персонала. Хлеб и булочки хороши на вкус, хотя и не
вполне французские. Возможно, в круассанах — как на французский вкус —
маловато масла, хотя в Харькове они продаются хорошо.
Менеджер Анатолий Блукор сказал, что главная проблема в
том, что «мы не можем использовать первую попавшуюся муку. Нам приходится
покупать самую дорогую из тех, что предлагает украинский рынок, и это отражается
на ценах. А все другие виды зерна мы импортируем из Австрии». Хлеб с отрубями
продается по вполне конкурентоспособной цене — 95 копеек, но самый вкусный
сорт, «кампагран», стоит 2,20 грн., а пользующиеся популярностью пирожки
с грибами — 2 грн. Однако люди их охотно берут, и в обеденное время здесь
много покупателей. Планируется также открыть примыкающее к магазину кафе
с сидячими местами, и если там будут подавать покупателям суп, сэндвичи
и каппуччино, возможно, кафе ожидает такой же успех, как подобные заведения
в Москве. Уже сама новизна стоит того, чтобы заплатить немного больше.
Но это не Москва, а Харьков, и пока что подобным ресторанам приходится
выдерживать повседневную борьбу за место под солнцем.
«УОЛТСЭМ ДОНАТС»
Что получится, если соединить «Данкин Донатс», «Пицца-Хат»
и «Макдональдс» и поместить все это на главной улице Харькова, рядом с
парком Горького? Должно быть, «Уолтсэм Донатс» — первое «пончиковое» кафе
в Харькове. И это настоящая сенсация, особенно для семей с маленькими детьми.
Это не просто какие-то пончики — вкус и вид у них точно такой, как у нас
дома, и с горячим шоколадом они идут просто отлично. В меню входят пончики
с апельсиновой помадкой, с засахаренными фруктами, с шоколадным кремом,
даже шоколадные пирожные с орехами. Если этого для вас недостаточно, есть
еще пицца, которая сходит с такого же конвейера, как в «Маленьком Цезаре»
(сеть пиццерий в США. — Ред. ). «Заработать деньги на ресторанном
бизнесе, действительно, непросто, — говорит Сэм Мартиросян, менеджер. —
Но с фаст-фуд вы не прогадаете». «Уолтсэм» — совместное предприятие, основанное
инвесторами из Мичигана и их харьковскими партнерами. Сам Мартиросян по
происхождению албанец, но в 1972 году переехал в США и с тех пор жил в
Нью-Йорке, Мичигане и Коннектикуте. «Мы планируем производить 20 видов
пиццы, — сказал он. — Только анчоусы здесь достать трудно». Муку для пончиков
привозят из-за границы. «Здесь качество муки ужасно. У меня есть специальная
машина для ее просеивания, и мы находим в муке камешки, кусочки железа,
другие посторонние предметы». Он хочет наладить производство муки здесь,
чтобы не приходилось ее импортировать, потому что в противном случае цены
останутся довольно высокими. «Они так высоки из-за того, что приходится
ввозить базовые ингредиенты», — сказал Сэм. В настоящее время в «Уолтсэме»
подают 6 видов пиццы, цена их колеблется от 6 до 15 гривен. Пончики стоят
2 гривни. Есть здесь и мягкое мороженое. В «Уолтсэме» не подают алкогольных
напитков, потому что, по словам г-на Мартиросяна, в этой стране многие
люди пьют больше, чем следует.
«Нам хотелось сделать детское кафе. У меня детей нет, но
я их люблю. Здесь красивый парк, и мы оборудовали детскую игровую площадку.
У нас будет специальное помещение для празднования дней рождения с клоуном,
а на втором этаже есть видео-игры, час игры стоит всего 3 гривни». В том,
что касается детских развлечений, «Уолтсэм» превосходит «Макдональдс».
Родители рады посидеть на открытой веранде кафе и поболтать, пока их дети
развлекаются на игровой площадке или в компьютерном зале. Клоун выглядит
немного скованным, но если бы он оживил свои выступления жонглированием
или фокусами и если бы «Уолтсэм» проводил побольше игр, возможно, призовых,
харьковчане могли бы стать свидетелями рождения нового дома развлечений
для детей, наподобие «Чак Е.Чиз» (сеть популярных детских кафе-пиццерий
в Соединенных Штатах. — Ред. )
КОММЕНТАРИЙ
Исай ФЕЛЬДМАН, президент объединения «Клуб Деловые встречи»:
— В Москве уже отдалились от исключительно заграничных
предприятий быстрого питания. Они там существуют, но наряду с ними есть,
например, обширная сеть русских бистро. Это стало возможным благодаря специальной
программе мэрии, претворенной в жизнь предпринимателями — хотелось бы обратить
особое внимание на последний факт. То есть мэрия проявила волю, дав инициативным
людям возможность решить проблемы, неминуемо связанные с открытием такого
бизнеса. Есть там и мощная сеть заведений под названием «елки-палки» —
империя господина Новикова, который, когда я был генеральным директором
Киевресторантреста, был учеником повара в Мосресторантресте. Он же владеет
и рядом прекрасных ресторанов. У нас тоже появилась альтернатива предприятиям
западных компаний. Это тележки по продаже хот-догов «Канадиан Экспресс»
— дочерней фирмы нашего объединения, и сеть украинских закусочных «Швидко»
в подземных переходах. Проблемы во многом упираются в оборудование — например,
мы вынуждены были работать с канадцами, потому что в Украине нет аналогов
их тележкам, в которых есть даже отделение для мытья рук, не говоря уж
о холодильнике и прочем. На Западе, кроме того, давно разработан соответствующий
менеджмент. Однако мы уже потенциально способны создавать собственные сети
быстрого питания, собственную рецептуру — те же пирожки как альтернативу
хот-догам. Конечно, необходима поддержка тех органов власти, которые ведают
коммерческой деятельностью. Если нам помогут мэрия и Госкомитет по предпринимательству
— думаю, этого будет достаточно.
Александр МИХЕЛЬСОН, «День»