В ближайшее воскресенье страна будет праздновать День энергетика. А вчера вице-премьер Юлия Тимошенко провела очередное заседание правительственного комитета по реформированию топливно-энергетического комплекса. В числе вопросов повестки дня — «революционные» преобразования в угольной промышленности.
Накануне вице-премьер, как большой знаток теневых энергосхем, заявила в интервью московской «Независимой газете»: «Если одно правительство однажды найдет в себе мужество преодолеть сопротивление «теневиков» и создать нормальные правила в экономике, то теневые структуры рано или поздно перейдут в легальную экономику и станут не менее успешно работать».
Столь смелый прогноз по силам, пожалуй, лишь специалисту. Является ли таковым Ю.Тимошенко? Некоторые отвечают на этот вопрос положительно. Как писал в интернет-издании FreeLance Bureau (28.09.00) журналист Олег Ельцов, «вся ее деятельность на посту главы Единых энергосистем Украины указывает на то, что при непосредственном участии Тимошенко ТЭК Украины пришел к полному развалу и оброс астрономическими долгами, а ее нынешние шаги на посту энергетического вице-премьера демонстрируют желание госпожи Тимошенко разрушить те схемы, по которым буквально из воздуха (точнее из газа) делали миллионы подобные ей энерготрейдеры».
По утверждению заместителя Генпрокурора Николая Обихода, вследствие незаконной деятельности корпорации «Единые энергетические системы Украины» за пределы страны вывезено более $1 млрд. 100 млн. По его словам, существует документальное подтверждение того, что до $100 млн. из этих средств были переведены на личные счета Павла Лазаренко. В Генпрокуратуре утверждают, эти противоправные операции приходятся на 1996—1997 годы, когда ЕЭСУ возглавляла Юлия Тимошенко. По данным швейцарских правоохранительных органов, Павел Лазаренко во времена своего премьерства получил от компании Somolli Enterprises $72 млн. К такому же мнению склоняется влиятельная газета Financial Times, утверждающая, что в схемах Лазаренко были задействованы и структуры Юлии Владимировны. Между тем неделю тому назад на заседании Координационного совета по вопросам урегулирования кризисных ситуаций в угольной отрасли Ю.Тимошенко сделала ряд заявлений, из которых следует, что «генералам угольных карьеров» теперь от реформ «не отвертеться». Реформы «угрожают» также коксохимикам и металлургам, равно как и углетрейдерам, связанным со всем горно-металлургическим комплексом единой цепочкой.
Поражают темпы разработки «исторических преобразований». Ориентировочный срок принятия Концепции реформирования и стратегического развития угольной промышленности, по словам вице-премьера, 23 декабря. Предварительного широкого обсуждения планируемых мероприятий, скорее всего, из-за начавшейся гонки уже не предвидится. Коротко угольную революцию под флагом Тимошенко можно описать следующим образом. Все 196 украинских шахт ожидает смена собственников. В данный момент на каждую из шахт готовится «паспорт предприятия», а поскольку все они разбиты на 4 группы (рентабельные, рентабельные в перспективе, просто убыточные и настолько убыточные, что подлежат неизбежному закрытию), то для каждой уготована собственная судьба. Шахты первых двух групп будут корпоратизированы, а затем там будет проведена дополнительная эмиссия на размер привлеченных инвестиций, или же их передадут в управление на конкурсной основе под инвестобязательства. Убыточные предприятия будут передаваться в управление на некоммерческих основах, то есть совершенно бесплатно — «под бизнес-планы». Кроме того, будут широко использованы аренда и передача шахт в концессию. Новая концепция управления шахтами предполагает повышение «мотивации» менеджеров: часть задекларированной прибыли должна идти на стимулирование руководства. Найдутся ли среди шахтных управленцев и околошахтных бизнесменов желающие взять на себя ответственность за эффективную и безопасную работу ныне в основном убыточных и стопроцентно дотационных предприятий, особенно, добывающих энергетические угли? В ближайшее время как ответ на этот вопрос Кабмин рассмотрит проекты сразу трех постановлений, направленных на радикальное изменение сложившейся системы сбыта и ценообразования. При этом опыт неудавшегося аукциона по продаже коксующегося угля как бы учтен в мерах, которые ставят своей целью продавать на аукционах весь уголь. Таким образом препятствовать реализации продукции по заниженной цене, равно как и последующим требованиям государственных денег на содержание предприятия. Но эксперты отмечают, что в роли покупателей будут, в основном, все те же «партнеры», а следовательно и угольные цены, особенно для энергетики, не претерпят больших изменений. Юлия Тимошенко собирается внедрить еще одну «прозрачную» форму взаимоотношений между шахтами и работающими с ними структурами. Для этого будут использованы «сдерживающие факторы при закупке шахтами оборудования и материалов». Другими словами, без документального подтверждения «конкурсного происхождения» оборудования, уполномоченный банк (а им, скорее всего, станет Проминвестбанк) не выплатит деньги продавцу.
Последствия всех этих шагов воспринимаются неоднозначно. Эксперты отрасли указывают на то, что и при нынешних относительно низких ценах на энергетические угли далеко не всегда находится платежеспособный покупатель. Так что в результате «аукционизации» сбыта угля цены на него могут оказаться еще ниже. Впрочем, на это не может не повлиять и расширяющееся предложение на украинском рынке добываемого открытым способом российского угля, имеющего довольно низкую себестоимость. Какой же в этих условиях будет рентабельность приватизированных горных предприятий? И кто с учетом этих факторов отважится стать их хозяевами? Но если планам Ю.Тимошенко хоть в какой-то мере удастся осуществиться, то повышение цен на энергетические угли окончательно подорвет сначала украинскую энергетику, которая окажется неконкурентоспособной перед лицом намечающейся экспансии дешевой российской электроэнергии, а затем и тесно связанную с ней угольную отрасль.
Председатель Независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко, комментируя намечающиеся преобразования в угольной сфере, сказал «Дню»: «Приватизация, которую усиленно проталкивает сейчас Ю.Тимошенко — это тот же привычный ей передел рынка. И независимо от того, кто в дальнейшем останется на посту энергетического вице-премьера — Ю.Тимошенко или кто-то другой — именно этому человеку вручается судьба всех шахт и их коллективов: кого снимать — кого ставить, у кого отбирать — кому отдавать. При этом побочная цель — избавить государство от ответственности за нашу отрасль. Мы категорически против спешки во всех этих вопросах, многие из которых еще не имеют продуманных и взвешенных решений. А как мы, скажем, будем противостоять известным планам, в соответствии с которыми приоритет в Европе отдается польскому углю, тогда как украинский нужно задушить? И почему мы все время говорим о шахтах и угле и забываем о людях, которые его добывают? Надежно ли они защищены? И сегодня отмечаются попытки вышвырнуть с предприятий людей, отдавших им свое здоровье... Вот чего мы опасаемся. И никто не пытается внедрить опыт Англии, где при реструктуризации угольной отрасли с людьми в полном объеме рассчитывались, обеспечивая не только выживание. Да и сегодня, хоть там и частные шахты, но государство все равно не бросает шахтеров на произвол судьбы и через цены дотирует уголь, не снимая с себя ответственности за шахтерские судьбы...»