Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

РОДИТЕЛЬСКИЙ «День»

Какой жизни мы хотим нашим детям?
15 сентября, 2000 - 00:00

Какой жизни мы хотим нашим детям?


Анна ШЕРМАН, «День»

В минувший вторник известный российский публицист и журналист Евгения Альбац пригласила читателей «Известий» вместе с газетой поразмышлять о воспитании детей. О воспитании, извечный смысл которого в передаче накопленного опыта из рук в руки, из поколения в поколение.

«День» в свою очередь предлагает вам, уважаемые читатели, поделиться своими мыслями о том, что сегодня представляется вам наиболее важным в ваших отношениях с детьми. О том, что вам лично хотелось бы, а может быть, удалось вашим детям дать. И о том, что они брать отказываются.

Однако, прежде чем говорить о конкретных аспектах багажа «отцов» и его ценности для детей, хочется задать вопрос, прежде всего себе: а какой, собственно, нам представляется жизнь наших детей? Какой мы хотим, чтобы она была? И какой она, по нашему мнению, может быть?

Конечно, мы хотим для них благополучия. И, иногда подсознательно, их к этому благополучию (социальному, материальному, моральному) готовим. То есть мы в него верим. И хотим, чтобы верили наши дети. Так же, как наши родители верили в лучшее будущее для нас. В сущности, эта порочная цепочка непростых упований и есть тот опыт поколений, который реально мы научились перенимать и передавать. Наши родители с их военным детством и голодными грезами о манной каше и сдобной булке именно этим и успели нас накормить. Не считая той каши идейных и нравственных сомнений и исканий, которую традиционно приходилось расхлебывать и им и нам.

Но уже мое поколение, вляпавшееся в перестройку прямо со школьной скамьи, постигло науку отнюдь не идеологического выживания, в основном, эмпирически. Мы еще учили и сдавали госэкзамены по научному коммунизму и истории КПСС. И уже ощущали в горле горький комок пресловутого классового чувства. Собственно, на этом месте мое поколение как нечто целостное, закончилось. Дальше — у нас слишком разные судьбы, слишком разные итоги, слишком разный опыт. И наши дети будут перенимать его скорее друг у друга. Мы им вряд ли пророки.

Слава Богу, мода на мытье машин среди мальчиков уходит. Слава Богу, теперь можно надеяться, что хорошая профессия в умелых руках при светлой голове и пристойном образовании — это, нет, все еще не гарантия, — но все-таки...

Главное, мы должны помнить, что живем в кризисном обществе. В нестабильном государстве. В очень медленно и непонятно куда развивающейся стране. И потому мы не имеем морального права вскармливать идеалистов (или имеем, потому что, в конце концов, только идеалисты нас когда-то и спасут?) Впрочем, «вскормить» идеалистов сегодня вряд ли возможно. Наши дети подчас «грамотнее» нас. Я думаю, сегодня воспитание должно быть и может быть прежде всего сугубо частным, интимным, семейным, индивидуальным. Потому что цель его почти медицинская — не навредить.

Мы вряд ли сумеем объяснить нашим детям тихую радость самиздата и горькую доблесть дисидентства. Для них это — почти Древняя Греция: легенды и мифы. Да и в самом деле, социально- политическая накипь десятилетий не должна плавать в теплом «Несквике». Предаваясь родительскому нарцисизму в желании наградить чад своими принципами, где гарантия, что мы не подарим им свои комплексы?

Мы должны понять: они будут другими. И они должны быть другими. Хотим мы этого или нет. Мы можем поведать им о том, что общественные интересы выше личных, о том, что скромность — украшает, и о том, что не место красит человека... Но тогда нам придется вывалить на них весь гротескный абсурд из жизни внучат Ильича... Разве не важнее, чтобы они были сыты, здоровы и одеты?

Впрочем, это не альтернатива нравственному воспитанию. Это его основа.

И немного о личном опыте. Он невелик, как и мои дети. Младшему на этой неделе исполнится год. Старший в этом месяце пошел в школу. Мой шестилетний «несадиковый» сын не умеет завязывать шнурки и с трудом просыпается в семь утра. Но в ответ на мои назидания в духе «не ной, я же не ною, и вон — мальчик не ноет», он в состоянии ответить: «Но ведь я не кто-то другой. Я — это я!» Я же до сих пор не в состоянии противостоять критическим сравнениям в свой адрес.

А на днях я впервые увидела, как мой сын краснеет. Его сосед по парте бесхитростно сообщил, что мой Семен эту самую парту шатает, чем мешает ему, соседу, выводить свои и без того каракули. Семен сказал, что парта эта и так сама шатается. И... покраснел!

Словом, в свои шесть лет он ценит себя как самобытную личность, стыдится собственных неблаговидных поступков, и... не стесняется попросить учительницу завязать шнурки.

Мы приглашаем наших коллег и читателей принять участие в дискуссии о том, «правильно» ли в свое время воспитывали нас наши родители. Что теперь мы можем и должны дать нашим детям. Мы ждем ваших писем и телефонных звонков. Адрес редакции: Киев, ул. Маршала Тимошенко, 2л,
тел. (044) 414-91-26,
факс 414-43-31,
e-mail «Дня»: [email protected]

Анна ШЕРМАН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ