Имя Александра Олеся знают сегодня разве что специалисты. А в первой половине прошлого века это был, как теперь говорят, топовый автор, востребованный читателями и театральными зрителями. К его творчеству обращался Лесь Курбас в своих театральных экспериментах. Большинство же знает, не помня имени автора, знаменитый его романс «Сміються, плачуть солов’ї».
Киевская академическая мастерская театрального искусства «Сузір’я», представляющая театр-салон-модерн, обратилась к творчеству Александра Олеся, не только отдавая дань Серебряному веку украинской литературы, уничтоженной почти на корню, но и в связи со 130-летием этого автора.
Спектакль «Все о любви», который его автор и постановщик, руководитель театра, народный артист Украины Алексей Кужельный предложил зрителю, по жанру определен им как тессеракт. Текст литературной первоосновы невелик, а сюжет прост и вечен — любовь. Мужчина и женщина, найдя друг друга, в какой-то момент решают расстаться. Порыв этот принадлежит женщине, чье желание обрести собственную индивидуальность, растворившуюся в мужчине, сильнее любви.
Автор постановки использовал все философско-эмоциональные инструменты и идеи начала прошлого века — эстетство, живописные экзерсисы, стремление к эмансипации, подключив к ним современные ноу-хау и эксперименты в поисках нового театрального языка. Сначала на зрителя выплескивают непосредственно авторский текст. Он причудливо появляется на флере экрана, играя шрифтами на фоне песочной анимации. Автор этой части проекта — обладатель множества призов за свой дебют «Шел трамвай №9», аниматор Степан Коваль. Зрелище если не полностью читабельное — это, видимо, и не входило в задачу, — то увлекательное, яркое, навеянное живописью К. Малевича. Оно создает ауру спектакля, подкрепленную очень уместной и точной оригинальной музыкой Татьяны Шамшетдиновой. Эта часть, кстати, участвовала в конкурсе видеоарта в Москве и получила премию.
А далее выше предъявленное переходит в руки к актерам — Светлане Штанько и Вадиму Поликарпову, которые в четырех вариациях представляют возможность разрешения проблем любовного дуэта. Этой актерской паре вообще удаются тонкие психологические этюды — в репертуаре театра уже не первый сезон успешно идет спектакль в их исполнении «Цветаева плюс-минус Пастернак». «Все о любви» и дает им возможность использовать весь свой актерский арсенал — танец, движение, игру голосом, владение психологическим театром. В этом им помогает и художник по костюмам Надежда Кудрявцева, и хореограф Ольга Семешкина, и постановщик пантомимы Владимир Крюков.
Спектакль сделан по всем законам сегодняшних фестивально-экспериментальных проектов и, думаю, будет понят и принят, независимо от языковой принадлежности аудитории. Его стоит посмотреть.